Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Д. М. Балашов, автор книги "Сказки Терского берега", рассказывает о том, как он записывал сказки и раскрывает важную особенность их восприятия, которую должны знать и учителя, и родители: "Вот сижу я в деревне Кузомени, записываю сказки. Елизавета Ивановна Сидорова - лучшая местная сказочница. Ей уже под семьдесят, немало лет прожито. Елизавета Ивановна садится напротив меня за стол, она в будничном темно-синем сарафане. Щурится, поглаживает клеенку сморщенной, чуть дрожащей старческой рукой. Начинает рассказывать... Сказка течет и течет. Рассказав, Елизавета Ивановна прибавляет: "Ну будет на сегодня, устала. Сколько бумаги-то исписал, покажи". И улыбается добрым морщинистым лицом. Сказку Елизавета Ивановна чувствует удивительно живо. Подчас, отвлекаясь, поясняет какое-нибудь сказочное событие примерами из своей жизни и воспоминаний терчан... Тут я хочу сказать про одну особенность сказки. Одно дело - читать ее по книжке, читать про себя. Другое - слушать в живом рассказе. Когда читают про себя - пропадает выразительность устного слова и обаятельность живой речи. Детям сказки надо не просто читать, а рассказывать. Для воспитания чувства родного языка это имеет первостепенное значение" [50, с. 69-70]. Фольклор отразил все важнейшие исторические события, которые проходили на Кольском Севере. Например, Крымскую войну 1853-1856 годов. Дошедшие до нас легенды, песни, бывальщины никогда не утратят интереса у историков и педагогов, т. к. в них выявляется народное отношение к войне, к иноземным захватчикам, рассказывается о мужественной борьбе поморов с англичанами. Вот как рассказывает об этом конкретном событии одна из бывальщин, записанная на Терском берегу в деревне Кузомени: "...Пусть сто с небольшим лет это было - заходила англичана, стала разорять здешний берег. ...Ну, вот пришла англичана, и все, у кого каки ружьишки были кремневы достали, и пошли к берегу. ...Поехали те в лодке парохода, наши выстрелили, и они пошли назад к кораблю. Они не столько убивали, сколько грабили. И пришли англичана в Стрельну - маленькая деревня, а как туман, им кажется, что большой город, они и начали палить. А там мужики уже все в лес ушли. Англичана палили, палили. Как туман прокинулся, видят —маленькая деревня. Англичана говорит: "Будь ты проклят городок, попалил весь порошок (порох)!". Ну, потом пошла она в Соловецкий монастырь... Сколько она палила, палила, ничего разбить не могла. Облаком налетели чайки на корабль, и они ушли из монастыря. И этим чайкам так стали верить в монастыре и не дали никому чаек обижать". Знакомство с фольклором народов Кольского Севера, которые сумели сохранить свою этническую самобытность, помогают ощутить трепетную любовь к "малой Родине", а значит, и ко всей России, служат образцами для сегодняшних поколений умениями не только любить, но и защищать свою землю. Важнейшим источником, раскрывающим мировоззренческие позиции поморов, является иконопись. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz