Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

жизненной силой. А в северной природе - неохватная ширь, буйство и - нежность, умиротворение. Непроглядный мрак полярной ночи со вспышками сполохов сменяется легким, призрачным свечением белых ночей, когда неуловимо меняются на глазах тончайшие оттенки серого дерева, голубого и серого неба, розоватых и золотистых закатов. Природа сообщает северянину высокий настрой духа, неторопливое течение мыслей. В речи, манерах поведения, способах общения северян проявляются естественные для них, выработанные веками уважительность, деликатность, внимательность..." [105, с. 154]. На эту особенность нашего края обращает внимание и академик Д. С. Лихачев: "Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это то, что он самый русский. Он не только душой русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию - песенную, словесную, русские трудовые традиции - крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины" [94, с. 3]. Не случайно Д. С. Лихачев и В. Янин рассматривают Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры: "...это огромный, раскинувшийся на тысячи квадратных километров музей, причем музей с большим запасом невыявленных и неисследованных экспонатов. Сохранить все это историко- культурное богатство для потомков - задача государственной важности, наш гражданский, патриотический долг. Необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить Север как единое целое" [95, с. 115]. Известный писатель, фольклорист Д. М. Балашов, побывав на Терском берегу Кольского полуострова, написал: "В Варзуге я понял, что такое культура... Варзуга - это в какой-то мере песенный центр края, такое село, где в полной мере сохранилась и культура, и народный быт и общая этическая система северной деревни" [41]. И еще одно открытие писателя о специфике и важности народной поморской педагогики: "Там я впервые увидел, что ребята деревенские не в забросе. Вот когда они по деревне стайками бегают, взрослые делают им замечания. Причем, как правило, однотипные. Интересная система, при которой я никак не мог понять, кто эта женщина, что кричит на улице на детей, кто она им: мать, тетка или вообще посторонняя. То есть ее замечания были согласованы с миром деревни - если что-то запрещают, то запрещают всем. Причем взрослые не пасут детей, они заняты своим делом. Покорило обращение поморов с детьми - очень бережное. Скажем, если ребенок облил чем-то стол, на него не кричат - молча вытирают, на Севере любят чистоту. Вообще я привез в Варзугу своего сына и впервые отчетливо понял, насколько он плохо, отвратительно воспитан. Тогда я впервые задумался, что же такое - культура Русского Севера” [18]. Это культурная почва, на которой формировалась гражданственность подрастающих поколений. К сожалению, ее огромные потенциальные воспитательные возможности мы еще используем лишь в незначительной мере. Особую ценность историко-культурного богатства северного крйя составляет фольклор, в котором отразился многовековой опыт этнопедагогики. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz