Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Глубоко национальным является украшения головных уборов - шамшур, которые в настоящее время редко встречаются. Исследователи-этнографы сравнивают их со шлемом Афины Паллады. Одежда, обувь, сумки-кисы, коврики украшают мозаикой и розетками. Меховая мозаика - это соединение контрастных по цвету клочков меха или замши, сшитых вместе. Мех вырезается по шаблону в виде треугольников, ромбов, квадратов и других геометрических фигур. Распространенные элементы орнамента - "Телячьи рожки", "Оленьи рога". Излюбленные орнаментальные формы саамов - розетки - мелкие или крупные кружки. Чаще всего это аппликация из светлой замши на темной или наоборот, с бисерной серединой, обрамленная подшейным волосом оленя. Вышивка бисером - основной вид декоративного искусства саамов. Его особенностью является легкость, образуемая как изяществом узора, так и техникой вышивки. Последняя представляет собой неплотные настилы, точнее прорисовка орнамента, от чего яркий цвет фона - красное, синее, желтое сукно - активно участвует в прорисовке узора. Бисером украшают кисы, оленью упряжь, розетки и другие изделия. Знаток саамского декоративно-прикладного искусства В. У. Плюхин рассказывает о самобытности саамской вышивки: "Сама по себе саамская вышивка, орнамент которой создается путем нанесения бисера на однотонное (обычно красное) сукно, можно сказать явление уникальное. Вышивкой декорированы, украшены самые различные предметы: упряжь для оленей, пояса, игольницы, мужские и женские головные уборы и многие другие вещи повседневного обихода саамов... Одна из особенностей саамского узора - его беспрерывность. Узелки завязывались в самом редком случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы. Поэтому и узоры были тонкими, изящными по исполнению" [50, с. 70]. Очень важно, что самобытное саамское искусство в настоящее время изучается не только в начальной и средней школе, но и в системе дошкольного образования, в центрах детского творчества. Второй пласт народной культуры Кольского Севера - поморская культура. Ее истоки в XII веке. Являясь в силу историко-географических условий особым вариантом славянской культуры, она определила на Терском берегу Белого моря особую духовную атмосферу. И сегодня в Поморье сохранилось немало памятников деревянного зодчества, поражающих нас точностью найденных пропорций и целесообразностью. Поморы сберегли от забвения старинные русские обряды и трудовые традиции; народную музыкальную культуру и замечательную древнерусскую иконопись; декоративно-прикладное искусство и фольклор. Для современной общенациональной культуры России культура поморского населения Кольского края (фольклор, деревянное зодчество, декоративно прикладное искусство, иконопись, народные традиции и обычаи) исключительно важна, т. к. именно здесь в силу особенностей исторического и экономического развития, географического положения (Крайний Север, отдаленность территории от центра, отсутствие дорог) сохранилось в первозданном виде самобытная русская культура, российский менталитет. "Ни самого человека, ни речь его, ни песню не оторвать от природы, от земли, которая не только поит и кормит, но и питает сердце, наполняет 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz