Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

норвежский купец. Тоскуя по родным берегам, она бросается в море. “Да только сил до берега доплыть не хватило. И стали ее волосы водорослями морскими, бусы ракушками рассыпались, серьги морскими звездами стали, а мешочек с рукоделиями в морского ежа превратился. Плавает теперь Красивая Катерина у родных берегов морской девой. И поет печальную песню: Увез меня купец - Кривые ноги, острое сердце. Но не сумел отнять у меня Моих любимых. Разбилось в разлуке мое сердце. Плаваю я теперь у родных берегов Девой морскою [25, с. 77]. Как мы видим, фольклор саамского народа имеет свою специфику и свои художественно-педагогические достоинства. Большие педагогические возможности несет в себе декоративно­ прикладное искусство, которое пронизывает собой всю окружающую нас действительность. Художественное в нем сочетается с полезным. Это искусство создает среду, в которой живут и работают люди. Исходя из природы, опираясь на сложившиеся в ней формы, декоративно-прикладное искусство не повторяет их, а творит свои. Руководствуясь своими нуждами, учитывая пропорции своего тела, особенности быта, природные материалы, люди сами создают свое предметное окружение. Декоративно-прикладное искусство саамов очень своеобразно. Суровая арктическая природа способствовала специфике художественного обобщения окружающего. Простыми и лаконичными средствами саамы добиваются необыкновенной выразительности образа. Традиционным для народов Кольского Севера геометрическим орнаментом (ромбы, квадраты, кресты, крючки, уголки, зигзаги и т. д.) саамы стремились выразить свое отношение к жизни, •любовь к природе, свое понимание красоты. Интересно, что каждая геометрическая фигура имеет свой условный символ. Так, например, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает озеро, а треугольник - птицу. Как и у других народов Севера, занимающихся оленеводством, в декоративно-прикладном искусстве саамов доминирует художественная обработка изделий из кожи и меха. Меховой одежде свойственна особая архитектоника. Она покоряет своей строгостью, монументальностью, хотя почти не имеет украшений. Декоративная выразительность малицы подчеркивается выделением цветной полоской конструктивных швов. С большим вкусом применяется оттеночное сочетание меха и ровдуги (замши). С появлением в конце прошлого века коми-ижемцев зимняя промысловая одежда и обувь несколько трансформировались. Саамы перестали носить традиционные печок и яры - надели малицу, тоборки, пимы. Пимы и коммэ (летняя обувь), которые шьют мехом наружу, стали произведениями искусства. Мех подбирается с тонким пониманием его фактуры и цветовых особенностей. Композицию обычно организует несколько тяжеловесный по цвету темно-рыжий мех с коричневым отливом (вариант - темно-серый мех с белым). По верху голенищ делается оторочка из бисера. При этом учитывается и цвет камуса (подшейный волос оленя), и место бисерного декора на обуви. Например, холодный голубой бисер дополняет и как бы продолжает белый камус. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz