Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Важная роль в теории этнопедагогики принадлежит принципам воспитания, т. е. исходным положениям, определяющим содержание и организацию воспитательного процесса. Одним из главных считается принцип природосообразности, выдвинутый еще Я. А. Коменским. Ряд исследователей выделяют в народной педагогике принцип народности. Он имеет самое прямое отношение к теме нашего исследования, т. к. смысл его заключается в воспитании уважения, любви к своему народу, Родине. Этому помогало сохранение традиций, обычаев, праздников, ритуалов. И русские крестьяне, и дагестанские горцы, и народы Севера ревностно оберегали честь своего села, рода, племени. Сохраняли и передавали его традиции, историю, имена известных земляков. Внушали детям любовь к родному краю, что формировало у них потребность провести здесь всю свою жизнь, в случае вынужденного отъезда вернуться назад [25]. Первые исторические сведения ребенок получал из рассказываемых легенд, преданий о героическом прошлом своего народа, о борьбе с ненавистной чудью, о замечательных богатырях-освободителях. Сила у Ляйне была медвежьей, хитрость лисья, бегал он быстрее оленя, а прыгал лучше белки ("Богатырь Ляйне"). Он бесстрашно вступает в единоборство с врагом и побеждает его. Подвиг во имя родины - важнейший нравственный критерий. Саамский эпос изобилует патриотическими мотивами. В "Сакке о старом Няле и его сыновьях" герой погибает, но его два сына, “молодые, коренастые, настоящие лопари - румянец во всю щеку, волосы как смола, глаза зоркие и смышленые" - побеждают врагов. Преемственность поколений, верность сыновей делу отцов прослеживается и в сказке "Семилетний стрелок из лука". Дедовским луком мальчик-саами убивает предводителя шведов. Все положительные качества передаются и сыну Ляйне - Пяйвию (по-саамски - солнышко), который не уступает отцу ни в храбрости, ни в трудолюбии. Участие детей в освободительной борьбе наряду со взрослыми можно отнести к чисто национальной особенности саамского фолкпора, ибо далеко не в каждом эпосе встречается подобное явление. В борьбе с чудью (так саамы называли всех врагов) коренному населению Кольского полуострова помогают сказочные существа чахкли - карлики, живущие под землей. Малыш чахкли заводит чудинов в непроходимые болота: "Он маленький, легкий, по кочкам скачет, а они большие, тяжелые, их трясина за ноги схватила, идти не пускает. Они вырываются, а их все глубже затягивает. Сосет трясина, чавкает, так с макушкой и засосала. Одни шлемы рогатые торчат [172, с. 89]. Из уст в уста передавались в сказках секреты военного мастерства, заповеди о характере воина. Ляйне дает наставление сыну: "В бою мало быть сильным и метким. Мужчина в бою должен быть спокойным, руки делают горячее дело, а голова холодная; и глаз все видит, что слева и что справа. Сила у тебя есть, но должна быть и хитрость, и рассудительность" [172, с. 88]. Из подобных заповедей, адресованных детям, складывался огромный воспитательный опыт саамского народа. Через сказку подрастающему поколению внушалась мысль о гордости за принадлежность к человеческому роду, прививалась любовь к суровой и прекрасной Матери-Земле. Особое место в бытовых сказках имеет мотив любви к родным местам, воплощенный в близких сюжетах. Красавицу-саамку Катерину увозит 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz