Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
камня [172], Сенкевич-Гудкова В. В. Элементы влияния русского фольклора на саамскую сказку [147] и т. д. Как и всякое произведение народного творчества, сказка вобрала в себя и понесла через века свидетельства о национальном характере народа, ее создавшего. Саам - истинный патриот своего края: он любит тундру, поэтизирует подвиг во имя счастья и свободы своего народа. Воспевая героев освободительной борьбы, люди бережно хранят в памяти их светлые образы. "Великие дела ничто не стирает, даже многие годы", - утверждает сказка. Ментальность саамов отличают миролюбие, честность и доброта. Не случайно они постоянно подвергались нападениям более агрессивных и многочисленных соседей - шведов и норвежцев. Долго терпят саамы, пока, наконец, соберутся дать решительный отпор врагам. У саамов записан ряд героических сказаний и сказок, хранящих печальную и героическую историю о разрушительных набегах иноземных захватчиков. Вот как об этом рассказывает источник: "Давным-давно это было. Пришли на нашу землю чужие люди - шведы, а мы лопь - были без оружия, даже ножи не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шведы стали отбирать оленей, заняли рыбные места, - некуда стало лопи деться. Собрались старики и стали думать, как изгнать шведов. А враги были сильные, жестокие. Все с железными мечами. Посоветовались, поспорили саамы и решили пойти вместе против врагов, отобрать оленей да промысловые места свои и снова сесть на Сейдъявр и Умбозеро. И пошла лопь настоящей войной - кто с ножом, кто с копьем, а кто с луком да стрелами. Но швед не испугался. Сначала он хитростью заманил нашу лопь на Сейдъявр и стал ее там крошить. Направо ударит - так и нет десяти наших, и капли крови забрызгали все горы, тундры да Хибины; налево ударит - так снова нет десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Осерчали наши старики, когда увидели, что швед стал крушить их, спрятались в тальнике, собрались с силами и все сразу обложили со всех сторон шведа: он туда - сюда, никуда ему прохода нет, ни к Сейдъявру спуститься, ни на тундры вылезти. Так он и застыл на скале, что под озером висит, и превратился в каменного великана Куйву. И сейчас там стоит Куйва проклятый. А капли крови саамской остались в тундрах и превратились в красные камни. Много этих камней в горах, всех не соберешь... Но если опять придет на лопскую землю враг, то каждый камень, политый саамской кровь, станет воином" [50, с. 30]. Народная память хранит образы героев - Ляйне, Няла, Рехп и Локри и других, которые побеждают врагов и смекалкой, и колдовством, и умением. Девушки Рехп и Локри опускают одежду шведов в прорубь - и враги замерзают. Героем ряда сказок является саам-проводник, который заводит врагов в такие места, где они неизбежно обречены на гибель. В одних случаях герой отвязывает все карбаса и уплывает, оставив чудь на острове; в других - опускает лодки врагов или оленью упряжь в пропасть; в третьих - заманивает врагов в горы и устраивает снежный обвал ("Сакка о старом Няле и его сыновьях", "Сказание о нашествии "немцев" и о том, как саамы хитростью избавились от них”). Главный герой саамского народа - богатырь Ляйне. Народ наделил его высокими моральными и волевыми качествами, несокрушимой физической силой: "Кто Ляйне не знал? Все знали, и свои, и чужие". S1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz