Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Новгородских земель, культура пришедшего в 17 веке с Урала народа коми (ижемцев) и, наконец, общерусская культура; Между саамами и русским (поморским) населением издавна сложились не только экономические, но и добрососедские, часто теплые, дружеские отношения. Вот как об этом рассказывает исследователь Русской Лапландии С. В. Максимов: "Миролюбивым характером дышат все отношения лопарей к русским... Патриархально-гостеприимный в своей веже, лопарь в сношениях своих с русскими любит заводить тесную дружбу, род братства, одним словом, любят блюсти вековой обычай крестования. Угодит в чем-нибудь, понравится чем- нибудь, угостит хорошо или даст выгодную плату за промысел давний лопарский знакомец - помор - лопарь не замедлит предложить ему покрестоваться, то есть обменяться крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь, по совершении обряда обмена крестов, дарит "крестовому" все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру - бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить чем может своего крестового брата - лопаря... Лопари охотно и часто выселяются ближе к русским селениям и не строят уже своих погостов далеко вглуби Лапландии, Так же охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девушках" [101, с. 76].. Саамское искусство, древнейшее, восходит к синкретизму первобытной культуры и сохраняет в своей основе мифологическое осмысление мира, поклонение живой и неживой природе. В условиях сурового климата саамы открыли свой способ выживания: веря в миф, руководствуясь им в своей практической деятельности, они оберегали оленя как своего прародителя, пастбища, охотничьи угодья, реки, озера. Это позволило им не только адаптироваться в экстремальных природно-климатических условиях, создать свою цивилизацию на земле, но и утвердить свое национальное самосознание, почувствовать себя через уникальность своей культуры частью всего человечества, частью мировой культуры. Поэтому не случайно, что не только история, но и культура труда, быта, народных промыслов, проблемы языка, традиций народного воспитания стали в центре внимания ряда исследователей: А. А. Антоновой, Н. Е. Афанасьевой, Л. С. Беляевой, Л. С. Вагиновой, В. В. Васильевой, Р. Д. Куруч, Л. Т. Пантелеевой, В. У. Плюхина и др. В современной лопанистике имеются различные подходы к классификации родов и жанров саамского устного народного творчества: М. Г. Воскобойникова. Г. А. Меновщикова. В. В. Чарнолуского. М. Г. Керта и др. Думается, наиболее убедительной представлется классификация саамского фольклора, предложенная С. В. Телиииной: "Эпические и прозаические жанры (мифы, легенды, сказания, предания, сказки, бывальщины, побасенки); лирические жанры (исторические песни, трудовые, семейные, любовные песни); малые жанры (пословицы, загадки)" [193]. Сказка является наиболее изученным жанром саамского фольклора, к которому проявляли большой интерес исследователи Кольского Севера (писатели, ученые-этнографы, педагоги): Немирович-Данченко В. И. Страна холода [109]; Щеколдин К. [175], Визе В. Ю. Народный эпос русских лопарей [33], Брискин Н. Лопарские сказки [31], Чарнолуский В. В. В краю летучего 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz