Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
расселен и осуществляет воспитание автохтонного и инонационального населения" [191. с. 12). Методологической основой этнической педагогики является антропологический метапринцип, рассматривающий человека в трех ракурсах: природном, социальном и культурном. Системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический анализ действительности позволяет представить развивающуюся систему этнической педагогики саамов и поморов. Источниками этнопедагогики являются: материалы государственных архивов, центральные справочные и статистические издания, периодические издания (газеты "Архангельские губернские ведомости”, "Полярная правда", "Ловозерская правда", 'Терский берег" и др.); результаты экспедиций по Кольскому полуострову, образцы саамского и поморского фольклора, материалы диалектологических экспедиций И. С. Меркурьева со студентами по Терскому берегу и изданные им книги (монография "Пословицы и поговорки Поморья" (1997), сборник "Сказки поморов Мурманской области'"' (1997), монография "Устное народное творчество поморов Мурманской области" (2000); произведения публицистической и художественной литературы, посвященные русскому Северу: очерки и рассказы А. М. Горького, С. 8. Максимова, М. М. Пришвина, Б. В. Шергина, В. А. Смирнова, В. Л. Тимофеева и др.; фонозаписи музыкального фольклора из фондов Мурманского краеведческого музея, региональные учебные пособия: Л. Т. Пантелеевой "С любовью к родному фаю” (1988). Л. Т. Пантелеевой, Э. К. Лявданского "Храни огонь родного очага" (1993), Л. С. Беляевой "Саамская этническая педагогика", Л. С. Беляевой "Музыкальная этнография" (1998), Л. С. Беляевой, В. В. Васильевой "Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории и практики" (2001); диссертационные исследования: В. В. Ануфриева “Специфика региональной культуры (на материале русского Севера)" (1995), В. В. Васильевой "Русская народная музыкальная педагогика" (2000), В. Ф. Канева "Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства (1995), Ж. А. Мустафьевой "Использование материалов народной педагогики в патриотическом воспитании школьников" (1992), В. А. Николаева "Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя" (1998), И. И. Павловой "Формирование единства гражданского сознания и поведения у подростков в современной национальной школе (на примере деятельности школ Чувашии)" (1995), В. У. Плюхина "Художественные традиции саамского народа в эстетическом воспитании учащихся" (1998), Г. А. Станчинского "Теоретические основы этнической педагогики" (1997), С. Ф. Телициной "Поэтика саамского фольклора в обучении словесному творчеству детей дошкольного возраста" (1998), Е. Г. Трудковой “Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных традиций" (1998), Н. Д. Шоломицкой "Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста" (2002), С.С. Щекиной "Воспитание в поморской семье 18-19 веков" (1995) и др. Специфика культурного пространства Кольского севера заключается в том, что на небольшой территории сегодняшней Мурманской области издавна взаимодействуют, взаимообогащаясь, культуры таких разных, самобытных народов, как культура коренного населения Русской Лапландии - саамов (лопарей), культура русского (поморского) населения, выходцев из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz