Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
В. В. Ануфриев [183], С. А. Мухамедьянов [187], В. А. Николаев [188], Г. А. Станчинский [191], М. И. Стельмахович [155], Г. Д. Сундуй [192], С. С. Щекина [198] и др. Занимаются этими проблемами и ученые Кольского края: Л. С. Беляева [25], В. В. Васильева [184], В. У. Плюхин [189], Е. Г. Трудкова [195], Н. Д. Шоломицкая [197] и др. Г. Н. Волков, основоположник научной этнопедагогики, подчеркивая ее роль в гражданском воспитании школьников, выделяет семь существенных свойств: "Во-первых, это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, даже свои традиции воспитания... Во-вторых, этнопедагогика - это педагогика всеобщей мудрости воспитания, скорее всего это не этническая, а полиэтническая педагогика, ибо ее естественное назначение - постоянное инициирование многостороннего диапога культур. В-третьих, этнопедагогика - это педагогика всеобщей любви... В-четвертых, это педагогика, свободная от посредников, она дает непосредственный выход к воспитуемому, каждый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен, ибо это педагогика "из первых рук". В-пятых, это педагогика, ориентированная на личность, персонифицированная, персонализированная педагогика. Она автобиографична, поэтому постоянно апеллирует к воспоминаниям. В-шестых, это живая душа педагогики, трепетное ее сердце. В-седьмых, это глобальная педагогика, она открывает путь к сердцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачивает, объединяет народы" [37, с. 3-4]. Предметом этнопедагогики является народное воспитание, обеспечивающее передачу культурного наследия этноса новым поколениям. "Своеобразие народного воспитания в российском обществе заключается в том, что оно стремится сформировать национальное (суперэтническое) самосознание россиян и сохранить педагогический опыт каждого этноса (народа), составляющего эту полинациональную и межнациональную общность" [25, с. 8]. Это связано с тем, что духовная культура русского народа, в том числе и педагогическая, аккумулировала в себе этнические ценности ассимилированных и автономно развивающихся соседних народов. Проблемы народного воспитания в разной степени исследуют культурология, история, социология, антропология, этнопсихология, демография, языкознание и другие науки, так как объектом исследования является категория "народ". Как целостная система этническая педагогика характеризуется определенностью педагогических целей; ведущими целями, которые несут информацию, необходимую для передачи последующим поколениям; категориальным аппаратом: принципами, средствами, формами и методами народного воспитания; формируемыми отношениями между объектами и субъектами этновоспитательного процесса; специфичностью условий, в которых организуется воспитание. При этом, "этническая система воспитания действует в педагогическом пространстве, то есть на территории, в пределах которой народ искони
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz