Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Не случайно Академия педагогических и социальных наук считает, что в концептуальном плане "самое важное для утверждения новых государственных сообществ, включая прежде всего Россию, это проблема становления ответственного гражданина. Не может быть ни действенной демократии, ни эффективной экономики, ни социального мира без ответственной гражданственности, как не может состояться государство, имея лишь территорию, хозяйство и институты власти, не имея граждан, которые разделяют общие ценности и проявляют осмысленную лояльность к этому государству. Необходима подлинная педагогика гражданственности, в основе которой лежали бы идеи и принципы свободы, прав человека, ответственности и самоактуализации1' [162, с. 3]. В своей работе автор опирался на многочисленные и серьезные исследования, проведенные в советский и постсоветский периоды. Отдельные направления гражданского воспитания школьников всегда были в центре внимания советской и постсоветской педагогики. Особенно часто ученые, партийные и государственные деятели рассматривали проблемы формирования социалистического патриотизма. Это работы М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. В. Су- хомлинского, Л. И. Божович, Т. С. Буториной, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, Ю. В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Ильенкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, М. Н. Конжиева, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляковой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Л. В. Рощина, Н. А. Савотиной, М. Н. Свердлина, А. Д. Солдатенкова, Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др. Вопросами военно-патриотического воспитания занимались В. И. Ленин, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинский и др. В период острого противостояния двух мировых систем, и как следствия, возникновения "холодной войны" и идеологической непримиримости капитализма и социализма проблемы теории и практики военно- патриотического воспитания школьников и молодежи становятся исключительно актуальными и их особенно плодотворно исследовали в 60-80-е годы Н. И. Арисов, Л. К. Балясная, А. Б. Барабанщиков, С. М. Бармас, Н. И Болдырев, В. И. Брагин, А. А. Бабулик, А. Т. Газизов, К. Ф. Горская, В. С. Гришанов, В. И. Жудов, А. М. Лолуа, П. Д. Лукашов, В. И. Лутиванов, В. А. Семенов и др. Проблемам военно-патриотического воспитания школьников в эти годы посвящены диссертационные работы В. Н. Александровской, А. А. Аронова, Н. Г. Артюнова, Н. В. Белоглазова, Л. Р. Болотиной, А. М. Борисовского, А. Н. Вырщикова, А. Ф. Демина, И. М. Жукова, Н. М. Конжиева, И. С. Марьенко, И. И. Моносзона, В. П. Манухина, Р. Н. Овчинникова, X. Г. Фаталиева, 3. Г. Цим- мериновой, В. С. Чадного, Л. В. Штылевой и др. Советская и постсоветская педагогика серьезно занималась и занимается вопросами правового воспитания школьников. В 20-30-е годы это исследования К. Н. Корнилова, Н. Н. Иорданского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко и др. В 60-90-е годы различные аспекты правового воспитания школьников и молодежи рассматривали и юристы С. С. Алексеева, Г. Г}. Давыдов, А. И. Долгова, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов, И. Ф. Рябко и др., а также педагоги М. А. Алемаскин, В. Г. Баженов, О. С. Богданова, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Бодырев, В. В. Берман, В. В. Головченко, Ю. В. Гербееа, А. В. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz