Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Этнопедагоика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. По определению Г. Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот еще в 1972 году), предметом этнопедагогики является культура рода, этносоциума, нации или народности. В педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Если народная педагогика - это воспитательные традиции этнической группы, то этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных -народов. Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это основа ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде - это развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений. Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. Например, в воспитании ребенка в крестьянской семье активное участие принимают все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы. Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Как мы видим, народная педагогика располагается ближе к истории педагогики и включает сложившиеся и бытующие в народе воспитательные идеи, традиции, опыт воспитательной практики, которые передаются от поколения к поколению. Этнопедагогика факты берет у народной педагогики, а теоретический инструментарий - у общей педагогики. Она изучает зарождение воспитательной практики у конкретного народа, нации, этноса, возникновение воспитательных идей, формирование, трансформацию и существование этих педагогических идей и практики воспитания, бытующего в народе конкретной нации, этнической диаспоры. А национальная педагогика - это теоретическая и народная педагогика всей страны, государства или конкретной нации. Этнокультурные традиции патриотического воспитания школьников заложены в трудах великих педагогов Я. А. Коменского, Ф. А. Дистервегв, К. Д. Ушинского. В советское и постсоветское время эти проблемы исследовали 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz