Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Массовый педагогический опыт часто недооценивает такой важный источник патриотизма как любовь к школе, школьным друзьям, учителям. К сожалению, далеко не всегда дети любят школу, пока еще часто авторитарную, нередко равнодушную к судьбам отдельной личности, да и по многим другим причинам. Справедливости ради следует сказать, что и само государство мало делает для того, чтобы школа стала "домом радости". С появлением элитарных школ: гуманитарных гимназий, профильных школ, колледжей, лицеев происходят и здесь позитивные процессы. Однако во все времена были, есть и будут учителя, которых любят деги и эта любовь переносится и на предмет, и на школу, и на Отечество. Особенно значима в формировании патриотизма работа по воспитанию любви к армии, защитникам Отечества, особенно сейчас, когда в силу многих объективных причин армия испытывает большие трудности и подвергается суровой критике. Надо помнить народную мудрость: "Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить красотой. Вот только защитить она себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой". Способствует формированию патриотизма и любовь к профессии. Проблема в том, что человек сам выбрал и где может раскрыться как неповторимая личность. Дело не в занимаемой должности или высокой престижности профессии. Проблема в том, чтобы человек нашел то, к чему душа лежит. А если это так, то дело пойдет (будут результаты, и внутреннее удовлетворение, и заслуженное признание людей), не важно - печи класть, лапти плести, детей воспитывать, заниматься электроникой... Главное любить и видеть смысл своей профессиональной деятельности в служении Отечеству. Велика роль в патриотическом воспитании школьников общественных организаций. Огромную работу в 70-80-е годы проводило Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Вот только один документ о деятельности Мурманского отделения этого общества из фондов Музея народного образования Кольского края: Итоги работы Мурманского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры за 1987 год Мурманское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры объединяет 125998 человек. Под охраной отделения находится 543 памятника. Из них: 33 памятника В. И. Ленину, 13 памятников выдающимся государственным деятелям, 9 памятников периода революции и гражданской войны, 41 памятник трудовой славы, 21 памятник археологии, 265 памятников боевой славы, 5 памятников деревянного зодчества, 152 мемориальные доски. В 1987 году силами активистов вновь было выявлено 11 памятников. Усилиями первичных организаций благоустроено 170 памятников. Прочитано 1500 лекций и докладов. Организовано и проведено: 350 киносеансов, 265 тематических вечеров, дней Общества, праздников улиц и митингов, 56 выставок, 97 поисковых экспедиций, 86 субботников, 5 слетов ветеранов. Общественными инспекциями проверено состояние 312 памятников. Совместно с комсомольскими организациями, воинами- североморцами и воинами Мурманского гарнизона перенесено к населенным 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz