Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
природе, о темных лесах, о зимней красоте города, о нарядных белых домах, о школе, о стройных северных березах и широколапых елях. Летом я уезжаю на юг, в теплую Украину. Мои подруги удивляются, как живем мы там, в таком холодном и строгом крае? Я отвечаю, что живем мы в крае, холодном только природой, а н душой, что нас согревает теплота, идущая не от солнца, а от дружелюбных и приятных людей, от того, к чему мы привыкли и гордимся: от нетронутой северной природы, от заснеженных деревьев, поблескивающих от уличного фонаря, от уютного света в окнах домов, от солнца, которое первый раз вышло после долгой полярной ночи, от первого цветка мать-и-мачеха, который расцвел на проталинке у рыночной стены, от ручейков, которые всегда куда-то спешат..." [64, с. 8] Особенно велика в формировании патриотизма роль отечественной истории, истории земли российской. "Русский ребенок с самого начала должен почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени, и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность в том, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы" [58, с. 239]. Академик Б. А. Рыбаков справедливо утверждает: "Нередко в школе, да и не только в школе, можно сказать в сознании многих запечатлелось стереотипное представление об истории как предмете "десертном" или вообще вспомогательном. Думается, дело здесь в том, что в преподавании школьном фактор духовного роста подчинен другому фактору: за аксиому вольно или невольно принимается, что "геометрия" "весит" во сто крат больше, чем история или литература. И происходит вот что: о том, что раньше вкладывали понятие души, складывается представление как о чем-то неизмеримо второстепенном в сравнении с миром "вечным”. Во что выливается это, хорошо известно, жизненные силы у юношей вырастают, а духовные центры остаются чуть ли не в эмбриональном состоянии" [142]. "Судьбы народа, - писал И. А. Ильин, - сокрыты в его истории. И мы, смущенные, мы, малодушные и маловерные, мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого; разуметь сокровенные судьбы, и явные дары, и таинственное призвание нашего народа, нашего русского величия; уверенно разуметь и уверенно провидеть грядущее всенародное Воскресение России. Неисповедимы Божии пути... Но в недрах нашего прошлого нам даны великие залоги и благодатные источники" [59, с. 26- 27]. Однако следует заметить, что с каждым десятилетием уменьшается количество часов, которое отводит учебный план средней школы на изучение отечественной истории, особенно ее героических страниц. Если в 1979 году на изучение Великой Отечественной войны в школьном курсе отводилось 27 часов, то в 2000-м - всего пять. Важное средство воспитания патриотизма - воспитание любви к людям, среди которых живет ребенок: к соседям по лестничной клетке, дому, кварталу, улице, городу; землякам, старожилам, ветеранам войны и труда. Надо учить детей быть добрыми и милосердными к окружающим людям, терпимо относиться к их слабостям и недостаткам. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz