Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

2. Источники патриотического воспитания школьников Русская, советская, постсоветская педагогика использовала и использует самые различные источники гражданского воспитания школьников и молодежи. Важнейшим из них является воспитание любви к матери, отцу, братьям и сестрам, близким и дальним родственникам. Надо стремиться не просто рассказывать о них, но и обязательно делать установку на то. чтобы они гордились их трудовыми, боевыми заслугами, прекрасными человеческими качествами. С детства ребенку нужно показать, почему нельзя быть "Иванами, не помнящими родства". Второй источник патриотизма - знание, любовь к родному языку, народному творчеству, народным обычаям и традициям. Мог ли А. Пушкин, имеющий африканское происхождение, стать великим русским национальным поэтом, если бы в детстве не впитал живительный источник русского народного творчества с помощью неграмотной, но ярко одаренной женщины Арины Родионовны. "Строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры, значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создают неблагоприятную почву для деформации в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма" [180]. Особенно велика в воспитании национальных черт характера роль сказок. И. А. Ильин подчеркивал: "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувства испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды". Она заселяет душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в будущее. Национальное воспитание неполно без национальной сказки" [58, с. 238]. Третий кирпичик фундамента патриотизма - любовь к родному краю, "малой Родине". К. Д. Ушинский в знаменитой учебной книге "Родное слово" писал: "...И местная река должна вывести дитя в большое Отечество" [165, с. 319]. Развитие регионального компонента содержания образования, без сомнения, стимулирует этот процесс, десятки уже написанных авторских программ, учебных пособий по истории края, литературному краеведению, по народным промыслам и т. д. уже дают положительные воспитательные результаты. Учителями Кольского края накоплен значительный опыт патриотического воспитания школьников с помощью краеведения, которое помогает формировать любовь к "малой Родине", к родному городу или поселку. Например, учителя и школьники г. Апатиты к 30-летию города выпустили три сборника творческих работ детей. Вот отрывок из сочинения ученицы 6-го класса школы № 10 О. Осадчей "Мой город", свидетельствующий о том, что у девочки уже сформировалась любовь к "малой Родине". "Апатиты. Город, в котором я живу. Город, где проходит мое детство. Для многих это слово - апатиты - лишь название камня, но для меня - это воспоминания. Воспоминания о друзьях, живущих здесь, о нашей северней S3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz