Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Но как преподаватель я принципиально против того, что дешевые, популистские рассуждения попали в книгу мудрости "Энциклопедию афоризмов" [178]. Плохо, что планомерно, систематически, сознательно девальвируются в России нравственные и национальные ценности. Поэтому так своевременно и актуально звучат слова из государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы": "События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм" [4, с. 7]. Как мы уже говорили, в основе патриотизма находится любовь к Отечеству. Это высшее чувство является, по мнению Н. И. Рейнвольд, центральным звеном психологических механизмов, обеспечивающих социальную обусловленность действий и поступков человека. Именно это звено играет решающую роль в процессе трансформации потребностей общества в собственные потребности отдельных личностей, в мотивы, побуждающие их активность. С точки зрения Н. И. Рейнвольд, все формы любви так или иначе выражают потребность человека в других людях, с одной стороны, и стремление принести им пользу, быгь нужным - с другой. Теснейшим образом патриотизм связан с коллективизмом. По мнению Б. Т. Лихачева, коллективизм как качество личности вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь. Это нравственное свойство и психическое состояние человека означает направленность личности не на собственное "Я”, а вне себя, на других людей, стремление делать добро, переживать чужую боль, приносить себя в жертву, взаимодействовать, бороться против подавления личности и конформизма. Однако в одном исследователи проблемы "патриотизма", люди разных эпох и мировоззренческих взглядов едины: родители, воспитатели с самого раннего детства должны создать благоприятные условия для самопознания ребенком своей Родины. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz