Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Среди современных авторов, занимающихся проблемами патриотического воспитания молодежи, необходимо отметить исследования известных ученых А. Г. Асмолова, В. С. Библера, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревскую, Т. С. Буторину, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ф. Б. Горелика, Ю. В. Громыко, Э. Н. Днепрова, Э. В. Ильенкова, Т. Н. Каптан, В. А. Караковского, А. В. Кирякова, М. Н. Конжиева, Б. Т. Лихачева, Д. С. Лихачева, А. В. Мудрика, А. Ф. Никитина, И. Ф. Поляковой, 3. И. Равкина, Р. М. Рогачева, Л. В. Рощина, М. Н. Свер-длина, А. Д. Солдатенкова, Г. Н. Филонова, Ш. Ш. Хайрулина, Н. Е. Щурковой и др., труды которых дают огромный материал для творческого осмысления таких сложных и важных для нашего исследования понятий, как народность, национальная идея, духовность, духовные ценности, духовные потребности, национальная гордость, национальное достоинство, национальный дух, общечеловеческие ценности, чувство Родины, российский менталитет и др. Чтобы отмежеваться от понятия "советский патриотизм" в постсоветское время исследователи стали употреблять термин "российский патриотизм", выделяя ряд его особенностей: ” 1) Присущий российскому патриотизму глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту. 2) Державность, которую отражает такой исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством и гарантом стабильности как в евроазиатском, так и в мире в целом. 3) Интернациональный характер российского патриотизма" [196, с. 11]. Свое социальное назначение патриотизм выполняет через реализацию ряда функций и среди них информативно-ориентировочная, мобилизационно­ побудительная, регулятивно-оценочная, интегративная. Патриотизм не только социально-историческое явление, но и важнейшее нравственное качество личности. Поэтому "сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании его основ, в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей" [83, с. 7]. Нередко люди хорошо известные в мире искусства и литературы преднамеренно девальвируют понятие "патриотизм". Вот, например, рассуждение о патриоте телеведущего В. Шендаровича: "Патриот и стадо неразделимы. Стадо это можно назвать коллективом, можно - племенем, можно, для пущей торжественности, даже народом, но звук почему-то все равно выходит гортанный. Больше похожий на боевой клич" [178, с. 373]. Когда это звучит с телеэкрана, у меня, как гражданина России, нет претензий. Я за плюрализм мнений. Каждый человек имеет право любить или не любить Родину, быть космополитом, сменить гражданство или иметь двойное гражданство. Нет претензий и к тому, что разговор идет не на уровне понятий, а на уровне представлений. В использовании понятийного аппарата получился "словесный винегрет", т. к в одну кучу "свалены" принципиально разные понятия - коллектив, племя, народ. «1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz