Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

войну гражданскую". И это им удалось сделать. Последствия и жертвы гражданской войны невосполнимы. В 1918 году патриарх Московский и всея Руси Тихон в связи с заключением позорного Брестского мира в "Послании Совету Народных Комиссаров" писал: "Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражений. Вы угасили в сердцах воодушевляющее сознание, что "больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои" (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы однако беспрерывно набираете войска. Против кого вы их поведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного вами введенного суда... Но вам мало, что вы обагрили руки кровью русского народа, его братскою кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуцией, реквизицией и национализацией - вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных; потом, под именем "кулаков", стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна" [135, с. 21-22]. Так убедительно и эмоционально глава русской православной церкви Тихон раскрыл классовую, партийную сущность понятия "патриотизм" з интерпретации пришедших к власти большевиков и трагические последствия установления диктатуры пролетариата. Лицемерно, лживо на фоне исторических фактов звучат слова В. И. Ленина о советском патриотизме: "Это патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это-лучший революционный патриотизм". Обобщая сказанное, можно вспомнить мысль Н. А. Бердяева, который писал: "Классовые интересы могут породить ложь, но никогда не могут породить истины" [24, с. 450]. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz