Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством" [161, с. 87]. Как мы видим, В. А. Сухомлинский в своих научных работах продолжил традиции духовно-нравственного воспитания и понимал его как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей через социально-культурные ценности своего народа. Таким образом, патриотизм - категория историческая. Само это понятие корректировалось со сменой общественно-исторических формаций, с развитием общественных наук. Жизнь отдельного человека - это часть жизни общества; чувства, мысли, представления человека - это субъективное отражение менталитета данной эпохи, конкретного класса или сословия. Поэтому патриотизм как историческая категория - есть понятие и классово сословное, и общечеловеческое. Но патриотизм характерен для всех классов и сословий. Есть ценности, которые оказываются выше, святее классовых, сословных различий. Это родной язык, народные, религиозные традиции, достижения культуры. С позиций сегодняшнего времени нельзя согласиться с утверждением большевиков о том, что русские помещики, дворяне, буржуазия не любили Россию. Хотя далеко не просто уяснить, что такое любовь к Родине и что составляет ее благо и честь. Так, в "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс писали; "Рабочие не имеют Отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет” [102, с. 171]. То есть классики марксизма-ленинизма "появление" у пролетариата Отечества связывали с завоеванием политической власти. Развивая эти мысли, профессор В. П. Давыдов пишет: "Будет правильным специально выделить тезис о том, что истинное чувство патриотизма у трудящихся рождается с победой нового, социалистического строя. Так, у рабочих и крестьян России оно возникло после Великой Октябрьской социалистической революции. А ликвидация в нашей стране эксплуататорских классов превратило чувство патриотизма во всенародное" [47, с. 29]. Действительно, у трудящихся России в 19 веке не было причин любить эксплуататорское государство с его аппаратом насилия, несправедливыми законами, отсутствием политических и экономических прав. Именно отсюда возникает заблуждение В. Г. Белинского, который в 1847 году в письме В. П. Боткину писал: "...Горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах" [21, с. 698]. Действительно, капитализм стадии первоначального накопления капитала давал почву для таких размышлений. Однако возникает удивительное противоречие - с одной стороны, К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо считают пролетариат самой сознательной политической силой, на которую делают ставку в социалистической революции, а с другой стороны, отказывают ему в праве на Отечество, т. е. на духовность, т. к. любовь к Отечеству, в частности для российского пролетариата любовь к России, неразрывно связана с такими составными Отечества, как родной язык, фольклор, религия, российские традиции, менталитет и т. д. Нельзя не вспомнить, что большевики в годы первой мировой войны, ради своих узких политических интересов, желали России поражения в войне, выдвинув политический лозунг: “Превратить войну империалистическую в 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz