Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
сердцевины знаний - отношение к судьбам Родины, ненависть и непримиримость к ее врагам, готовность отдать собственную жизнь во имя священного и ни с чем не сопоставимо" [158, с. 242]. И, наконец, еще одна мысль: "Прикоснись к этой земле, юный друг, и ты услышишь, как стонет земля. Пусть в твоей душе живет вечная ненависть к врагу1' [158, с. 243]. В. А. Сухомлинский был убежден: "ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте" [157, с. 117]. Конечно, надо иметь в виду, что все это написано в разгар "холодной войны". Сам Василий Александрович - участник Великой Отечественной войны, который видел зверства фашистов и понимал меру смертельной опасности, нависшей над страной. Война не пощадила самого дорогого для него человека. И, наконец, как гражданин, он имеет право на свое отношение к войне, врагам, памяти... Однако, зная практическую педагогическую деятельность великого педагога, мы видим, что в основе его работы лежала глубокая искренняя любовь к детям, малой Родине. Не случайно будущих первоклассников В. А. Сухомлинский летом знакомил с окружающей природой, учил видеть жизнь растений, животных, проявлять заботу обо всем, что окружало детей, побуждал писать сказки и т. д. Для нас важно другое. У В. А. Сухомлинского исходным в его педагогической теории и практике выступает понятие "Родина". Педагог раскрывает значение слова "Родина", увязывая его с понятиями "человек”, "смысл жизни", "труд", "дом'', "семья", "родное слово", "природная среда", "красота", "любовь", "верность", "традиции" и др., которые являются источниками формирования чувства Родины. Педагог считает, что привязанность и преданность человека Родине в конечном счете выступают мерой как его социальной зрелости, так и всех его общественно значимых жизненных проявлений. В. А. Сухомлинский пишет: "Долг перед Отечеством - смысл и сущность жизни человека... Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве" [159, с. 15]. Особое внимание в деле патриотического воспитания он уделяет языку: "Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом" [159, с. 51]. По Сухомлинскому, логика патриотического воспитания заключается в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в подрастающем поколении "на основе активного проявления его собственной души, его сердца и разума", в постижении важнейшей истины: "... только в служении Отечеству, только в большом мире гражданской деятельности человек обретает подлинное счастье" [159, с. 26]. В. А. Сухомлинский писал: "Пусть сердце каждого нашего питомца прочными узами будет связано с родной землей, с тем, что создается и оберегается для общества, для народа, для Отечества" [161, с. 87]. Особое внимание уделял ученый формированию исторической памяти: "Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, - память, простирающаяся в века. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz