Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
профильных школ, классов с углубленным изучением отдельных предметов, создание элитарных учебных заведений (государственных, муниципальных, частных), более целенаправленно готовящих детей к новым общественным отношениям; развитие национально-регионального компонента содержания образования; предоставление учащимся возможности в школе, домах творчества и других внешкольных воспитательно-образовательных учреждениях получать дополнительное образование в соответствии со своими желаниями и возможностями и т. д. Но для школы и общественной жизни характерны и ряд серьезных негативных явлений; свертывание в школе воспитательной работы, неумение и нежелание учителей и воспитателей проводить ее с учетом возрастных потребностей и индивидуальных желаний школьников разного возраста, неумение общаться с детьми вне учебных занятий, отсутствие в большинстве школ детских и юношеских самодеятельных организаций, тяжелое материальное положение, которое испытывает сегодня средняя общеобразовательная школа, высшие учебные заведения, дома творчества, детские клубы (многие из которых закрыты), спортивные и художественные школы и другие образовательно-воспитательные учреждения системы образования; появление детей-беспризорников, которые вообще не ходят в школу, не имеют дома, живут и ночуют в подвалах, на чердаках, вокзалах, пополняя ряды несовершеннолетних преступников; распространение детской проституции, наркомании и т. д. Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности требуют формирования социально зрелого поколения россиян. Исследования социологов показывают, что за 10-15 лет произошли коренные изменения в ценностно-нравственных ориентациях учащейся молодежи. Так, 80% старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга хотят уехать из России, 60% считают самой престижной профессию путаны. Исследования ученых Мурманского пединститута показали, что среди учащихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14-18 лет большинство опрошенных на первое место ставят материальный комфорт (47%), только 10% выпускников верят в науку и разум, лишь 8,2% старшеклассников относятся к труду как к значимой ценности, не многие молодые люди (всего 6%) признают христианские ценности, и, наконец, самое печальное - на последнем 14 месте в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм (5,6%) [143, с. 32]. Мы разделяем мнение Б. С. Гершунского о том, что "...пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования. Тем самым образование лишается своей важнейшей опережающей, прогностической функции, теряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобразовательную работу по их совершенствованию" [45, с. 2]. В условиях нашего перестроечного, кризисного времени мы считаем, что одним из актуальных направлений воспитательной работы, способствующих оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе и других образовательных учреждениях системы школьного образования является концентрация усилий учителей и воспитателей на формировании важнейшего интегративного качества человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность "жить по совести" (А. И. Солженицын).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz