Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

"Коммунистическая устремленность - первая отличительная черта социалистического патриотизма. Именно поэтому наш патриотизм является действенным, активным, творческим" [176, с. 414-415]. Известный учитель Ф. Б. Горелик в книге "Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение" делится своим опытом работы с детьми: "Недостаточно быть просто неверующим, нужно быть активным атеистом; каждый пионер, комсомолец должен сознательно относиться к вопросам борьбы науки и религии, способствовать освобождению людей от дурмана религиозной идеологии [46, с. 48]. Если придерживаться такой точки зрения, то надо признать, что десятки миллионов верующих разных конфессий, живущих в нашей стране, не являются патриотами, т. к. у них иное мировоззрение. И еще одно ошибочное, но типичное для того времени суждение о том, что "Настоящим патриотом своей страны может быть только народ. Буржуазия в стремлении сохранить и поддержать существующий, выгодный ей политический и социальный строй очень часто предает интересы своей страны, поступается ее национальным суверенитетом, легко жертвует национальными и культурными традициями [55, с. 107]. Сегодня с позиций общечеловеческих ценностей нам понятен ограниченный, классово-примитивный подход к толкованию социалистического патриотизма. В сознании каждого человека, который занимался проблемами теории и практики воспитания школьников за последние десятилетия произошла серьезная переоценка многих концептуальных подходов, взглядов, суждений, выводов, связанных с сущностью патриотизма и путями его формирования. Этот сложный, мучительный процесс' коснулся и выдающихся советских ученых, и учителей, и общественных деятелей, и представителей самой широкой педагогической общественности. Они, как каждый из нас, в той или иной мере находились в "плену иллюзий", вызванных и господствующим в идеологии тоталитарного государства классовым подходом, и объективной реальностью международных отношений того времени, в основе которых лежала "холодная война" со всеми вытекающими последствиями (гонкой вооружений, непримиримостью идеологий, отсутствием подлинной демократией и прав человека и т. д.). Поэтому понятно, почему даже такой замечательный советский педагог- гуманист как В. А. Сухомлинский в книге "Как воспитать настоящего человека" пишет: "Ненависть к врагам Отечества - это вершина, поднимаясь на которую маленький человек видит мир; благодаря этому чувству перед ним открывается Отечество, как ни с чем не сравнимое и не сопоставимое. Только горячая ненависть, непримиримость к врагам Отечества, живущая и оберегающая из поколения в поколение память классового сознания и благодарного сердца открывают перед юным гражданином истинную меру ценностей: судьбы Отечества становятся выше и дороже жизни; благодаря ненависти - человек с малых лет проникается мыслью: примириться с врагом, стать перед ним на колени, быть равнодушным к его намерениям и стремлениям - это вечный позор мне, моему роду, моей матери. Чувство ненависти претворяет идею в личное убеждение" [158, с. 241]. Или: "Патриотическое сознание, патриотическое убеждение - это не механическая сумма знаний об Отечестве. Это прежде всего классовый накал 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz