Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Православно-патриотическая деятельность - явление не только защитного порядка. На своём духовном, идеальном уровне она имеет и другую, творчески- созидательную сторону, а именно охранение и упрочение духовной жизни общества через обеспечение беспрепятственной работы религиозных учреждений; нравственно-правовых христианских норм общественной жизни; духовного противоборства любым деструктивным (в частности, еретическим и богоборческим) культам; правильного и бережного воспитания подрастающего поколения в духе любви к Богу и ближнему; охраны детства, старости, материнства и т. д. В 1990-е годы социологи в своих опросах отмечали очень высокий престиж института церкви; престиж же института власти низок, много критических слов высказывалось и в адрес армии. Это противоречит отношению самой церкви к власти и армии. Вспомним молитву за Отечество: "Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти, воинство ея, да тихое безмолвное житие, поживём во всяком благочестии и чистоте". "Если учесть, что верующих в церквах становится всё больше, причём все больше и молодёжи, понятно, насколько это важно для воспитания патриотизма, любви к Родине, уважения к армии! По сути, вопрос можно поставить шире: православие и патриотизм, и та же народность - составные части российской национальной идеи" [111, с. 10-11]. Сегодня дела в России, по мнению руководителей Русской Православной Церкви, складываются так, что, видимо, только церковь является одной из немногих всеобъемлющей патриотической организацией. Сила её патриотизма заключается в том, что она не связана с политикой и политической конъюнктурой. Будучи по своей природе соборным, объединяющим началом, церковь призывает народ к единству. Она выступает против разрушения нравственных и религиозных ценностей, которые лежат в основании русского национального самосознания. Она хранительница духовной самобытности, вдохновитель русской жизни и гарант её преемственности. Она единственная борется с религиозной идеологической интервенцией, суть которой заключается в насаждении в России религиозных протестантских взглядов. Она выступает за сохранение таких особенностей русского национального характера, как верность родным святыням, жертвенное служение Отечеству, милосердие, сострадание. Глубокие знатоки русской души не раз отмечали, что лучшие черты характера русского народа вполне сопрягаются с православной этикой. Именно это обстоятельство дало основание Ф. Достоевскому заявить, что русский, независимо от его отношения к религии, есть православный человек. За века своего существования православие пустило столь глубокие корни в национальном характере, в душах людей, может быть, даже в генной структуре, что семьдесят лет атеистического воспитания лишь скользнули по поверхности, не добравшихся до самых глубин. Кто машинально не восклицал: "Ей-богу!" или "Слава Богу!" или "С Богом!". Во время Великой Отечественной войны в окопах нередко были обращения друг к другу: "братья-славяне" и "православные". Одним из распространённых религиозных актов является благословение (т. е. пожелание божьей помощи, божьей симпатии, божьего внимания), к которому люди, в том числе неверующие прибегают в ответственные минуты жизни. Жена благословляет мужа, отправляющегося в дальнюю дорогую. Мать благословляет сына, отправляя его на войну. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz