Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
"а) Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан... б) Единство государственной власти - надклассовой, надсосповной, ограниченной в своем повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам, - вторая особенность соборной государственности... в) Единство духовной власти. Сия христианская церковная власть не имеет орудий принуждения - она есть глас совести народной, глас Божий... г) Симфония властей - государственной и церковной, духовной и светской. Под этим разумеется их совместное служение на поприще общественного развития, понимаемое, по слову Священного Писания, как Божие тягло. Такое сочетание - залог справедливости общественного устройства" [63, с. 14-16]. Православный педагог-психолог Б. В. Ничипоров, раскрывая проблему "Воспитание мальчика как российского интеллигента", включает в это понятие несколько составляющих: "Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм - это прежде всего осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, населявших эту землю. Уточняя последнее, можно говорить о формировании ответственности за прямое наследование хозяйствования на земле. Это, наконец, формирование готовности простить (не осудить) ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно называть выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Нормальный цивилизованный патриотизм не базируется на ненависти к другим каким бы то ни было народам" [114, с. 157]. Религиозные деятели всегда подчеркивали готовность церкви встать на защиту "святой Руси". Русская Православная Церковь называет себя "воинствующая церковь", когда речь идет о защите Отечестве, "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими", - эта чеканная формула российской державной мощи, произнесенная полтора века назад знаменитым московским первосвятителем, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), издавна определяла церковный взгляд на патриотизм как на священный религиозный долг, как на духовную добродетель благочестивого христианина. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание" [8, с. 175]. Не вызывает сомнения, что руководство Русской Православной Церкви, служители культа и их паства являются истинными патриотами новой России. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz