Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Отечество земное с его церковью есть преддверие Отечества небесного, поэтому любите его горячо, будьте готовы душу свою за него положить". Эти мысли разделяет современный богослов Гедеон, митрополит Ставропольский и Владикавказский: "Кто не любит Отечество, тот не любит и Бога. Ох, как трудно отстаивать это в нашем атеистическом окружении! Люди обижаются: вот, мол, я родину люблю, хотя в Бога и не верю... Тут уж пожалуйста: не веришь - не верь, Господь тебе судья, но Родину-мать люби. Неси на алтарь своей Родины какие ни на есть добрые дела. Мать любят всегда, как и чем бы она ни была больна (больные еще больше требуют любви и заботы!). Я и в Америке так отвечал на всякие провокационные вопросы. Говорил так: "Я сын своей страны, и если у моей матери Отчизны есть что-то, что может не понравиться, то не вам, американцам, об этом судить, а нам самим, ее сыновьям, россиянам" [43, с. 148]. Много писал о патриотизме митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Этого человека всегда отличала активная гражданская позиция, непримиримость к идейным противникам, не всегда понятная атеистам и не всегда учитывающая новую ментальность подрастающих поколений, но всегда искренняя и честная. "Отечество, - говорил он, - понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, "от Которого именуется каждое Отечество" (Еф. 3:15). А дар Божий надлежит хранить, как зеницу ока. Сильное Отечество - это слава народа, униженное и поруганное - его горечь и срам, защита - святой долг каждого гражданина" [63, с. 231]. В Обращении к российским военнослужащим, защищающим таджико­ афганскую границу, митрополит Иоанн сказал: "Испокон веков могущество и процветание Руси держалось на двух столпах - воинстве и монашестве. Два этих служения имеют особый вес пред очами Божиими, ибо в них наиболее ярко проявляется величайшая добродетель человека - самоотверженность, жертвенность, отречение от своей воли, от удобств и удовольствий мира во имя высших идеалов. Сегодня святое понятие патриотизма попрано и оплевано. Армия - вековая носительница лучших человеческих качеств, верности, мужества и стойкости, доблести и чести • подвергается бесконечным грязным нападкам со стороны тех, для кого слова "Родина" и "Россия" не более, чем пустой звук. И все же любовь к Отечеству священна для каждого душевно здравого человека. В этом могучем чувстве кроется одна из неисчислимых тайн Божиих, ибо именно Он, Господь Вседержитель, дал в наследство каждому народу собственную родину. Нам, русским, Он дал Россию" [63, с. 231]. Митрополит Иоанн важной чертой патриотизма русского человека считает "государственную соборность". На протяжении нескольких веков понятие "соборность" было для россиян таким же обычным как церковь, монархия, "святая Русь", православные праздники и т.п. Русская соборность в религиозном понимании - это осознание общности народа (граждан), в общем служении вечной правде. Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить себя в нравственных идеалах Православия. В книге "Русь соборная" митрополит выделяет следующие черты соборной государственности: 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz