Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
пробуждения и национального воспитания: "...Любовь к Родине, - писал И. А. Ильин, - есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божьим и потому благодатный... Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (например, свет или цвет); есть такие предметы, которые могут быть восприняты только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или любовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит Родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал сердцем, что есть для него Родина, трудно было бы даже беседовать на эту тему" [58, с. 218]. И. А. Ильин выступает ярым противником больного, уродливого национализма, обезличенного интернационализма, принудительного официального патриотизма. Этому он противопоставит духовно осмысленный, христиански облагороженный патриотизм, который совмещает страстную любовь и жертвенность с мудрым трезвлением и чувством меры. По его мнению, настоящий патриотизм не способен ненавидеть и презирать другие народы потому, что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Читая труды религиозного философа о патриотизме, поражаешься и глубине мыслей, и искренности, и тонкости чувств. Великий гуманист, размышляя о патриотическом воспитании, всегда употреблял слово "любовь”. Для И. А. Ильина это фундамент, первооснова патриотизма. "Человек находит Родину, - утверждал И. А. Ильин, - не просто инстинктом, но инстинктивно ускоренным духом, и имеет ее любовью. А это значит, что вопрос о Родине разрешается в порядке самопознания и добровольного избрания... заставить человека любить какую-нибудь страну, как свою родину, или быть националистом чуждой ему нации невозможно. Любовь возникает сама, а если она не возникает, то ее не будет; она не вынудима, она есть дело свободы человеческого самоопределения... Предмет, именуемый Родиною, настолько сам по себе объективно и безусловно прекрасен, что душа, нашедшая его, обретшая Родину, - не может не любить... Человек не может не любить свою Родину; если он не любит ее, то это значит, что он ее не нашел и не имеет" [58, с. 222-223]. Конечно, взгляды религиозных философов и деятелей церкви на сущность патриотизма отличаются от взглядов светского человека. Это своеобразие подчеркивает протоиерей Л. Лебедев: "У русского патриотизма были (и еще, слава Богу, не совсем исчезли) такие особые черты, которые делают этот патриотизм уникальным духовно-психологическим явлением мировой истории. Начиная с Крещения Руси в 988 году, верующий православный русский народ увидел в своем земном Отечестве образ, икону Отечества Небесного, Горнего мира, "Иерусалима нового". Это видение или восприятие он запечатлел во многих архитектурно- строительных образах крупных городов... Для русских Родина - прежде всего святая Русь! Потому что здесь во множестве храмов, посвященных Троице, Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, многим святым, в том числе русским святым, все они таинственно пребывают, живут" [86, с. 76]. Глубина и мудрость отличают высказывания религиозных философов, богословов, руководителей Русской Православной Церкви о патриотизме, об отношении к России, ее проблемам, ее будущему. Великий русский молитвенник, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский в своих в своих знаменитых проповедях говорил: "Помните, что 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz