Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
2. Патриотизм как идеология граждан русского или, по крайней мере славянского происхождения, которая предполагает любовь к Руси в ее древнем, родовом, дохристианском идеале и стремится осуществить в обществе идею языческого панславизма. На щит при этом из тактических соображений иногда поднимается и Православие, но это не более чем пропагандистская фикция, рассчитанная на уловление сторонников из числа номинальных христиан. Налицо же лишь неуемная агрессивность его адептов, слепое шапкозакидательство и расово-нацистские поползновения. Духовную силу эта тенденция черпает в пантеизме древних славян. К принятию на Руси Православия относятся с нескрываемой враждебностью, обвиняя христианство в чуждости к исконно русскому населению. Причина появления подобной тенденции - религиозно-языческая, имеющая целью достижение власти по преимуществу [170, с. 43-45]. Понимание патриотизма Церковью Христовой основывается, как и всегда на Священном Писании "исходя из его буквы и духа, Она провозглашает необходимость любви как к народу своей страны, так и ко всем другим нациям мира” [170 с. 47]. На этом же принципе строится и социальная концепция Русской Православной Церкви. "Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием те учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания" [8, с. 176]. Исторически Православие сохранило в себе все основополагающие патриотические установки Писания, которые были впоследствии окончательно отработаны и закреплены как принципы государственного устройства в Византийской империи и затем и в России (после прекращения гонения христиан). И, если период трёхсотлетних преследований определённым образом усилил у первых последователей Христа приверженность, прежде всего к неземному Отечеству и печать странничества, то все последующее развитие событий, вытекающее из признания Христианства Византией в качестве государственной религии, привело к тому, что патриотизм как теория и практика любви к Родине в виде организованной защиты её рубежей от агрессии и создания внутренних условий для христианского воспитания граждан стал существенной и неотъемлемой чертой Православия. Со временем понятие христианского патриотизма углубилось и расширилось, вобрав в себя установки, требовавшие от каждого добропорядочного человека . приносить пользу Отечеству в качестве непременного долга общественной жизни. Призвание Священного Писания положить жизнь за друзей своих (Ин. 15, 13) — то есть за свой народ как живое воплощение Отчизны - стало высшим выражением любви к ближнему. Необходимо отметить, что русские религиозные философы П. Я Чаадаев, А. С. Хомяков, Н. Ф. Федоров, Г. П. Федотов, С. П. Франк, В. В Розанов, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев и другие рассматривали патриотизм как жизненно необходимую, непреходящую, духовно-нравственную ценность. Глубокий смысл вкладывал в понятие "патриотизм" И. А, Ильин, у которого любовь к Родине рассматривается как проявление приверженности духу народа, его национальному характеру, религиозному и нравственному облику, которое возникает в духовном акте самоопределения личности, обретается либо самостоятельно на основе личного переживания, либо в процессе 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz