Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами, за что был арестован. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: "Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом, умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе”. Не только россияне, во всем мире хорошо знают о кровавой расправе советской власти над Русской Православной Церковью и другими религиозными конфессиями. Но когда началась Великая Отечественная война, церковь стала сотрудничать с властью, так как смертельная опасность нависла над всей Россией. Уже 22 июня 1941 года российский первоиерарх митрополит Сергий (Старгородский) воззвал с церковного амвона: "Повторяются времена Батыя, Карла Шведского, Наполеона. Потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить наш народ на колени перед неправдой..., принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходиться русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же славного имени и мы православные, родные им по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью служить ему в тяжкий час испытания всем, чем каждый может..." [63, с. 232]. Поэтому не случайно в пособии по православно-нравственному богословию записано: "Каждый христианин любя мир человеческий, который находится под управлением одного Царя Небесного, в то же время должен иметь особую любовь к своему Отечеству - ибо Отечество сие не произвольно им выбрано, но Самим Богом указано ему посредством рождения". В работе богослова М. А. Ходанова "О христианском патриотизме" справедливо отмечается, что, будучи гражданином России, православные христиане, в большинстве своем, являются не только прихожанами того или иного храма, но также выполняют различные официальные функции на предприятиях, в государственных учреждениях и институтах светской власти. Поэтому они не могут не занимать определенной позиции по отношению к земному Отечеству [170, с 31]. Обобщая многочисленные трактовки патриотизма в нашем обществе на современном этапе, он выделяет две ведущие позиции по отношению к исследуемому явлению. 1. Патриотизм как религиозно-политический атавизм великодержавн амбиций царской России и советского тоталитаризма. Сам термин в таком осмыслении становится в своем существе резко отрицательным. Единственная альтернатива патриоту - сознательный, передовой и прогрессивный космополит. Патриотизм в таком понимании неотделим от постыдного черносотенства и оголтелого патриотизма. Православию в этом процессе принципиально отводится основополагающая реакционная роль закваски [170, с. 38-42]. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz