Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

детях. Особое место в формировании чувства любви к Родине он отводил произведениям устного народного творчества, сохраняющим и передающим из поколения в поколение нравственные ценности народа: "Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражалась в слове" [163, с. 344]. В основу всей своей педагогической системы К. Д. Ушинский положил систему народности, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Зависимость воспитательно-образовательных систем от особенностей духа каждого народа, сочетания общечеловеческого и национального элементов в формировании личности. Вслед за К. Д. Ушинским большое значение национальной системы воспитания подчеркивал В. Г. Белинский. Он настаивает на формировании у детей понятий о сокровищах народной истории, литературы, музыки. Подчеркивая приоритетный характер формирования в сознании у детей национальных ценностей В. Г. Белинский отмечает: "Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления; пусть они сперва узнают не только о Петре Великом, но и Иоанне III, чем о Генрихах, Карлах и Наполеонах. Общее является только в частном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству" [21, с. 84]. Требование воспитания национальной гордости содержится в его словах: "Пора нам перестать восхищаться европейским потому толь, что оно не азиатское, но любить его, уважать его, стремиться к нему потому, что оно человеческое, и на этом основании все европейское, в чем нет человеческого, отвергать с такой же энергией, как и все азиатское, в чем нет человеческого". Понимание соотношения общечеловеческого и национального В. Г. Белинский выразил в следующих словах: "...только живя самобытною жизнью, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу" [20, с. 25]. Как мы видим, философы, педагоги, писатели имели различные взгляды на патриотизм, но все они исключительно высоко оценивали это нравственное качество личности человека и были убеждены в том, что его надо воспитывать у подрастающих поколений. Православный патриотизм. Православная Церковь занимает по отношению к патриотизму традиционно активную позицию и справедливо полагает, что на сегодняшний день вопрос о воспитании у населения России любви и уважения к Отечеству, его лучшим достижениям и героям прошлого является одним из необходимых и существенных условий грядущего духовного возрождения страны. Эта позиция начала складываться еще во времена князя Владимира Мономаха, который вводит традицию освещения русского воинства с целью трансформации веры в патриотическое чувство. Церковь много раз благословляла народ, армию на участие в освободительных войнах. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе с благоверным князем Дмитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz