Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Симеона Полоцкого и др. мыслителей, которые вместо господствующей ранее идеи служения государю как основе патриотизма утвердили новое содержание патриотизма как любовь к Отечеству, служение ему. Дальнейшее развитие идеи патриотического воспитания получили в исследованиях выдающихся русских ученых, общественных деятелей, педагогов: М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. В. Водовозова, Н. Г. Чер нышевского, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского, В. В. Зеньковского и многих других. Анализ их трудов показывает, что на всех исторических этапах развития общества и российской школы вопросам воспитания они придавали значение "вопросов жизни", а представление о воспитании связывали с идеалами служения Отечеству. Актуальными и сегодня остаются мысли М. В. Ломоносова о формировании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, идеалам мира. Ученый полагал, что добрые дела следует совершать прежде всего ради Отечества, осуждал то, что не приносит пользу обществу. "Кто рассуждает здраво, - писал он, - тот не будет думать, чтобы от какого-либо заключения умаляться надлежало для благосостояния общества, но всегда в таком мнении останется, что за Отечество в самую крайнюю тщательно вступить должно" [97, с. 103]. В отличие от М. В. Ломоносова, А. Н. Радищев понимал патриотизм как единство общечеловеческого и национального: "...истинный человек и сын Отечества есть одно и то же" [138, с. 66]. Основой этого отожествления являются единые общечеловеческие качества, присущие тому и другому: честолюбие, совесть, благоразумие, честность. Истинный человек соблюдает и повинуется всем принятым в обществе законам, отличается скромностью, благонравием. Он служит Отечеству и содействует его процветанию, любит "соотчичей" и желает взаимной любви. Если он уверен, что его смерть принесет славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. Истинный сын Отечества отличается человеколюбием, он совершает добродетельные поступки на благо роду человеческому и, прежде всего, соотечественникам. Совершенно верно отмечает А. Н. Радищев, что эти качества требуют надлежащего воспитания и просвещения. По его мнению, для их формирования необходимо изучение истории, философии, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, т. е. тех наук, в которых раскрываются ценности общечеловеческой и национальной культуры. Выдающийся русский педагог В. Н. Водовозов особое место в работе с детьми отводил воспитанию патриотических чувств. Патриотизм, по его мнению, должен проявляться в общественной деятельности человека. "У кого нет... общеполезных знаний и убеждений, - указывал В. Н. Водовозов, - кто действует корыстно только для своей личной выгоды, из угождения силе и богатству, в том не может быть истинного патриотизма" [35, с. 9]. Н. Г. Чернышевский очень четко определил патриотизм как "главн мерило человеческого достоинства" [174, с. 20]. К. Д. Ушинский отмечал, что "В любви к Отечеству мы не уступили ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом" [164, с. 530]. Вместе с тем педагог обращает внимание на недостаточное проявление этого качества русскими людьми в повседневной жизни и необходимость воспитания его в 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz