Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

ВВЕДЕНИЕ Гражданское воспитание школьников - ведущая проблема современной педагогической теории и практики. Эта комплексная проблема имеет социальные, философские, психологические, педагогические, методические, технологические аспекты. От ее решения в значительной мере зависит и качество обучения и воспитания сегодняшних школьников, и процесс их дальнейшей социализации, т. е. практическая готовность и желание отдать свои силы и знания на благо Отечества. В Законе РФ "Об образовании" в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования провозглашается "воспитание гражданственности и любви к Родине" [2, с. 4]. Сложные социально-экономические процессы, происходящие в нашем обществе: отказ от сформировавшихся за годы советской власти духовных и идеологических ценностей, и не только классовых, а связанных с бытом, традициями взаимоотношений советских людей, наделенных особым менталитетом (потребностью социальных гарантий на низком уровне, но равных для всех, коллективистское начало во взаимоотношениях между людьми, жертвенность ради общего дела, умение и желание работать на энтузиазме и др.), который сохранился у старших поколений и носителями которого в какой-то мере являются и работники образования; сложный, но необходимый переход от классовых приоритетов к приоритету общечеловеческих ценностей; формирование рыночных отношений периода первоначального накопления капитала, часто на криминальном уровне; правовой и нравственный беспредел; тяжелое экономическое положение большинства населения страны, рост безработицы, резкое расслоение и идеологическая разобщенность общества, рост регионального сепаратизма и т. п. породили и новые учебно-воспитательные проблемы, к которым оказались не готовы ни общество, ни наука педагогика. Общеизвестно, что задачами педагогики являются не только разработка закономерностей обучения и воспитания, принципов и методов, содержания учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, но и прогнозирование, моделирование последствий новых социально- экономических реалий и, главное, помощь в адаптации к ним всем участникам педагогического процесса - детям, родителям, учителям. Выдающийся психолог Л. С. Выготский утверждал; "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день "детского развития" [40, с. 250]. Не случайно он ввел такие понятия, как "зона ближайшего развития", "социальная ситуация развития". Преобразование социальных, экономических, политических отношений в России на пороге XXI века не могли не затронуть такой сферы, как образование, и повлекли за собой существенное обновление его целей и содержания. Развитие современной школы характеризуется многими прогрессивными тенденциями: гуманизацией, демократизацией, гуманитаризацией учебно- воспитательного процесса, в центре которого стали интересы личности конкретного ребенка, задачи его самоопределения и создания благоприятных условий для их самореализации; осуществление не только индивидуального, но и личностного подхода к каждому школьнику; создание вариативных учебных планов в средней школе, многочисленных авторских курсов, 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz