Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Глава II. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЕДИНСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 1. Социальные и лсихолого-педагогические основы патриотического воспитания школьников Слово "патриотизм" происходит от латинского “патрис", что значит "родина", "отечество". Впервые понятия патриот и патриотизм стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. "Патриот, - писал В. И. Даль, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник" [48, с. 24]. В. Даля, иностранца по происхождению, очень расстраивало, что для обозначения человека, любящего Родину, радеющего о ее благе и чести, у нас нет родного слова, и мы пользуемся иностранным, инородным. Он предлагал использовать русские слова "отчизнолюб”, "отечественник", "отчизник". Но законы развития языка не подвластны благим желаниям даже самых талантливых исследователей. "Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины" [150, с. 296]. Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: "Патриотизм (от греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины” [144, с. 358]. В лексическом же значении слово патриотизм означает "любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу" [127, с. 23]. Патриотизм как сложное нравственное качество личности включает в себя несколько более простых категорий - чувство привязанности, долг, ответственность, совесть. Объектом патриотизма является Родина, как-то: те места, где человек родился, вырос (малая Родина), территория страны, ее население, традиции и т. п. Патриотизм неотделим от нравственности. Думается, что только нравственный человек обладает патриотизмом; любовь к Родине, сопряженная с жестокостью, ненавистью, имеет другое название - агрессивный национализм. Поэтому патриотическое воспитание не может быть отделено от нравственного воспитания, патриотизм нельзя отделять от нравственности. Идеи патриотического воспитания школьников имеют глубокие философско-исторические корни и нашли свое отражение еще в 17 веке в трудах славянского ученого-энциклопедиста, писателя поэта Юрия Крижанича, украинского и русского государственного и церковного деятеля, автора церковных публицистических работ, поэта Феофана Прокоповича; белорусского и русского общественного и церковного деятеля, писателя, поэта 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz