Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
сознание и культурные ценности, взятые в отрыве от гражданского сознания, рискуют превратиться в бессодержательную абстракцию. Очевидно, такой подход не имеет ничего общего с теми псевдомоделями "гражданина мира", в которых произвольно и искусственно исключаются родина, государство, класс, как якобы “ненужные посредники" в отношениях между людьми. Дальнейшее развитие концепции гражданского воспитания школьников зависит от ряда объективных и субъективных обстоятельств. Во-первых, от успехов экономического развития страны. Рост благосостояния россиян, появление "среднего класса" и образованной, живущей интересами государства буржуазии, успешная законотворческая деятельность Думы создадут условия для построения правового государства, в котором каждому гражданину будут не только декларированы, но и обеспечены в жизни все права и свободы. Однако и в сегодняшних социально-экономических и политических условиях, которые характерны для России, существуют конкретные пути активизации гражданского воспитания школьников: - через совершенствование содержания учебных предметов средних общеобразовательных заведений: школ, лицеев, гимназий, лицеев; - через совершенствование и творческое использование методов и форм организации учебно-воспитательной работы; - через организацию специальной внеклассной воспитательной работы по формированию гражданственности детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей, умелое использование региональных особенностей, а также возможностей школы и ее педагогического коллектива; - через активизацию работы по гражданскому воспитанию школьников в учреждениях дополнительного образования; - через общение и совместную деятельность в семье; через активизацию общественно значимой деятельности в самодеятельных, общественных и творческих организациях детей и молодежи. Не в полной мере использует свои возможности и государство в этой важной сфере воспитания: недостаточно финансируется поисковая, шефская деятельность школьников и молодежи, не всегда поддерживаются интересные проекты, связанные с формированием нравственных качеств молодежи. Думается, государство, не нарушая право на свободу информации, может в большей степени влиять на такие институты формирования гражданственности, как СМИ, учреждения образования и досуга. Понятие "гражданственность" должно стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессии, особенно если им предстоит работать с детьми или молодежью. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, как важно сегодня разрабатывать понятийный аппарат гражданского воспитания, раскрывать педагогические условия формирования гражданственности, разрабатывать критерии, показатели, уровни гражданственности школьников. Вопросы гражданского воспитания стали особенно актуальны в процессе разработки регионального компонента содержания образования, особенно гуманитарного. Любой авторский курс, а тем более региональное учебное пособие по истории края или литературному краеведению, объективно решает в первую очередь вопросы гражданского воспитания школьников. Поэтому авторы региональной литературы для детей должны хорошо знать теорию гражданского воспитания школьников. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz