Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

очерков, подготовка краеведческих словарей, летописей и т. д.; фиксация событий культурной жизни края. 11. Литературное краеведение. Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся. 12. Этнография. Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов; участие в этнографических экспедициях по родному краю, сбор полевых материалов (беседы с населением, рисунки, чертежи, фотографии предметов материальной и духовной культуры). Несмотря на тяжелое экономическое положение, которое испытывал в последние 10 лет Кольский край, как вся Россия, учеными МГЛУ и МОИПКРО написана и издана многочисленная научная, методическая и учебная литература. Назовем лишь некоторые издания, которыми пользуются старшеклассники: Дранишников В. В., Манухин В. П., Дудакова Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. Мурманск, 2001. Киселев А. А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старшеклассников. Мурманск, 1995. Киселев А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск, 2002. Киселев А. А., Шевченко А. В. Мурманская область: география и история освоения: Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Мурманск, 1996. Мой Мурманск: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов школ города Мурманска I Под ред. В. Ф. Костюкевича. Мурманск, 2000. Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: От первых контактов до Баренцева сотрудничества: Учебное пособие /МГПИ, Университет Тромсё (Норвегия). Мурманск, 2001. Ушаков И. Ф. История Кольского Севера (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие для учащихся 7-9 классов школ Мурманской области, 1992. Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1992. Ушаков И. Ф. Кольская земля / Избранные произведения: В 3 т.: Историко­ краеведческие исследования. Т. 1. Мурманск, 1997. Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко­ краеведческий словарь. Мурманск, 2001. По всей видимости, проблема выбора модели гражданского образования школьников будет существовать до тех пор, пока существует вакуум государственной идеологии в России. Именно государственная идеология, общая для всей страны, и должна определять стратегические цели воспитания и обучения. Гражданственность как сопереживание и во всех других своих проявлениях выполняет роль важнейшего связующего звена между мышлением на уровне общественного сознания и конкретной личностью, ее психическими свойствами и духовным миром в целом. Главное направление этой взаимосвязи проходит в плоскости: Целостный мир - государство - классы - нации - граждане. Изъятие или даже недооценка любого элемента в этой цепочке обеднят содержание и динамику нового политического мышления. Глобальное общественное 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz