Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
его содержание опытом и традициями гражданского воспитания школьных коллективов и отдельных заполярных педагогов-новаторов1. Туристско-краеведческое движение "Отечество мое - Кольская земля” включает следующие тематические программы: 1. Родословие. Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, составление генеалогических таблиц, росписей картотек, создание истории своей семьи, своей родословной. 2. Летопись родного края. Изучение истории, культуры, экологии и природы родного края; фиксирование, описание и систематизация событий современности; ведение летописей и хроник, составление очерков об исторических событиях края и природных явлениях. 3. Исчезнувшие памятники России. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края. 4. Исторический некрополь России. Выявление, учет, описание и охрана мест захоронений предков; благоустройство братских могил, отдельных захоронений. 5. Земляки. Изучение жизни и деятельности земляков, покинувших родину по разным причинам; поддержание связей с ними, оказание посреднической помощи через объединения типа "землячества". 6. Археология. Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам, обнаруженным в археологических разведках, экспедициях; овладение приемами полевой археологии: фиксация и описание находок, нанесение их на план, ведение полевого дневника и т. д. 7. Природное наследие. Изучение и охрана и культурного наследия; изучение истории и географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимии и топографии и т. д. 8. Экология. Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению. Проведение исследовательской работы в области экологии; выявление различных экологических нарушений, участие в их ликвидации. 9. Юные геологи (юношеское геологическое движение). Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии родного края. Участие в геологических экспедициях и слетах, изучение геологической науки (минералогии, петрографии, палеонтологии), формирование коллекций школьных музеев. 10. Культурное наследие. Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края; овладение его элементами: исполнение произведений (литературных, музыкальных, фольклорных), изготовление предметов декоративно- прикладного искусства, проведение творческих вечеров, публикация статей, 1 Положение разработано Мурманским центром детского и юношеского туризма и экскурсий в декабре 2001 года. Автор диссертации был одним из разработчиков этого документа. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz