Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
- смешанный вариант изучения регионального содержания обществознания (использование местного материла для иллюстрации типичных для России явлений и процессов; выделение специальных уроков систематизации и обобщения изученного материала из каждых четырех модулей курса обществознания); - изучение регионального содержания обществознания на факультативных занятиях. Пока для старшеклассников разработан только один региональный учебный курс "История Мурманской области (1917-1992 гг.)" - авторы А. А. Киселев, Т. А. Киселева. Более широк выбор спецкурсов: Бардилева Ю. П. "Религиозные конфессии на Кольском полуострове и их взаимоотношения с государством в XX веке"; Дащинский С. Н ." Советско-финляндская война 1939- 1940 гг."; Порцель А. X. "Русские на Шпицбергене". История открытия и освоение архипелага с древних времен до середины XX века"; Ушаков И. Ф. "Источники и литература по истории Кольского Севера в досоветский период"; Шашков В. Я. "Судьба спецпереселенцев в истории Мурманской области". В школах Мурманской области имеется многочисленный и разнообразный опыт гражданского воспитания старшеклассников во внеурочное время. В Североморской гимназии Ns 1 реализуется авторская программа "Гражданин". Она включает адаптированное к условиям российского Севера, переработанное европейское учебное пособие "начальный курс обучения правам человека. Первые шаги", разработанный учителями гимназии спецкурс "Право, Политика. Демократия"; факультатив "Ваши права”; интеллектуальный клуб "На пути к Олимпу". Учителя области широко используют активные формы работы: конкурсы, ролевые игры, семинары, "круглые столы", дебаты, дискуссии, "мозговой штурм", анализ политических выступлений, юридический анализ, анализ статистических данных. Урочная работа по формированию гражданственности школьников органически связана с внеклассной и внешкольной работой. В школах проводятся декады правовых знаний, олимпиады по праву, научно- практические конференции. В Мурманском юридическом лицее действует дума лицейского братства, в школах № 56, 2 - школьный парламент, в школе № 30 - школьная дума. Учащиеся гимназий № 2, 4 и школа № 53 участвуют в игре "Новая цивилизация". В СШ N9 279 г. Гаджиево внедрен авторский факультатив "Введение в народоведение". В СШ № 14 г. Мончегорска создан клуб "Тиетта" (по саамски "наука"). Вместе с городским экологическим центром старшеклассники не только участвуют во всех городских природоохранных акциях, но и сотрудничают в реализации международного проекта "Йоханнесбург 2003" на базе экологического центра в Сванховде (Норвегия). В ряде школ и гимназий г. Мурманска проводится большая работа по пропаганде правовых знаний силами старшеклассников: это научные общества (СШ № 49, 47), лекторские группы (гимназия № 4, СШ № 48, 18), правовые клубы (СШ № 13, 20, 37, 17, 19). На наш взгляд, за основу системы гражданского воспитания во внеклассной и внешкольной работе целесообразно взять "Положение об областное туристско-краеведческом движении "Отечество мое - Кольская земля”, обогатив 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz