Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

стратификация, основные критерии социального деления (доход, образование, власть, уровень жизни, религия и т. д.). Углубление социальной дифференциации. Межнациональные отношения в крае. Молодежь как социальная группа. Положение молодежи в Мурманской области: демография, здоровье, образование, труд и занятость, уровень жизни, общественно- политическая активность и ценности, девиантное поведение. 8. Общественно-политическая жизнь в крае. Эволюция общественно-политического движения на территории Мурманской области. Общественно-политические организации в нашем крае. Участие политических организаций и общественных движений в деятельности органов представительной власти Мурманской области. Профсоюзы области, особенности их деятельности в современных условиях Кольского Севера. Молодежные общественные организации области, формирование гражданской и правовой культуры населения края, проблемы становления политической культуры населения Мурманской области. 9. Наука и образование в Мурманской области. Развитие системы образования Мурманской области. Основные элементы системы образования нашего края. Основное и среднее (полное) образование: традиционные школы и инновационные учреждения как формы реализации права на образование, средние профессиональные учебные заведения в крае. Высшее профессиональное образование: государственные и негосударственные вузы, научно-исследовательские институты. Перспективы и приоритеты науки и образования в современных условиях. 10. Нэш край и глобальные проблемы. Экологическая, сырьевая, демографическая проблемы в нашем крае. Проблемы освоения Мирового океана. Особенности проявления глобальных проблем в условиях Крайнего Севера. Деятельность государственных и общественных организаций по охране природы. Целевые программы органов местной власти по решению актуальных проблем охраны природы и сбережения ресурсов Кольского Заполярья. Важнейшим условием эффективности преподавания регионального компонента является выбор принципа распределения местного материала на уроках обществознания. Учителя области используют различные варианты: - сравнительно равномерное распределение регионального содержания на уроках в течение учебного года (включение местного материала в логику раскрытия содержания нового материала основного курса), - выделение специальных уроков регионального содержания при изучении модулей курса обществсзнания (экономика, социальные отношения, политике правовая сфера, духовная жизнь общества), возможно проведение уроков- дискуссий, конференций на интегрированной основе, лабораторных занятий, уроков-практикумов; проведение социологических исследований, составление интервью, организация самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами, статистическими материалами, научной, справочной литературой; экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия; учреждения области, посещение заседания суда, проведение деловых и ролевых игр при широком использовании материалов местной периодической печати, радио и телевидения, наглядности, аудиовизуальных средств компьютерной техники, фрагментов видеофильмов из жизни Мурманской области, города, поселка, школы; 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz