Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
2. Воспитание у старшеклассников гражданской ответственности и активной жизненной позиции в вопросах, касающихся своих личных проблем, проблем семьи, класса, школы, города, "малой Родины", всей России. 3. Выработка практических умений и навыков гражданского поведения. Средства реализации, формы, опыт: На изучение регионального компонента обществознания в средней полной школе отводится 10 часов, включаются следующие темы и вопросы гражданского содержания. 1. Человек на Кольском Севере. Многообразие творческой преобразующей деятельности человека в нашем крае. Образ жизни, особенности менталитета северянина. Основы выживания в условиях Крайнего Севера. Основные типы жизненных стратегий личности: стратегии благополучия, успеха и самореализации жителя нашего края. Социализация, саморегуляция, свобода и ответственность личности. 2. Социально-политическая деятельность человека и развитие Кольского Заполярья. Роль народных масс и исторических личностей в освоении Кольского Севера. Особенности и противоречия современного общественного развития в крае. Специфика формирования политического процесса в Мурманской области, коренные народы Севера как субъекты политического процесса. Международное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья. 3. Трудовая деятельность человека на Кольском полуострове. Трудовая деятельность человека в условиях Крайнего Севера. Профессии, нужные Кольскому Заполярью. Требования к современному работнику Мурманской области. Особенности трудового законодательства на Кольском Севере. 4. Охрана правопорядка в Мурманской области. Состояние законности и правопорядка в регионе. Государственные и общественные организации, осуществляющие охрану законности и правопорядка. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних (статистика по Мурманской области). Правовая и социальная помощь подросткам с девиантным поведением. 5. Духовная жизнь северян. Тенденции духовной жизни современного Заполярья. Наследие материальной и духовной культуры этнических групп Кольского Севера: жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл и разнообразие творческой деятельности. 6. Мурманская область в условиях реализации модели рыночной экономики. Роль экономики региона в экономической системе России. Этапы развития рыночной экономики в нашем крае. Современное состояние экономической структуры Мурманской области. Взаимодействие местной и центральной власти по урегулированию экономических процессов на Кольской земле. Социальные последствия рыночной экономики: динамика уровня жизни, прожиточного минимума, рынка труда. Безработица. Государственный и региональный патернализм в условиях Мурманской области: квотирование рабочих мест, служба занятости, молодежная биржа труда. 7. Социальная система Мурманской области. Общая характеристика социальной структуры нашего края. Демографическая динамика. Основные тенденции социальной жизни общества в Мурманской области, в городе, в населенном пункте. Социальная 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz