Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
возможности для организации гражданского воспитания в обычной средней школе и гимназии, городской и сельской школе различны. Но в любой школе целесообразно иметь свою модель гражданского образования. При этом надо помнить, что в отличие от учебных занятий, вся воспитательная работа организуется и проводится на добровольных началах и только с согласия детей. Юридически школьник обязан присутствовать лишь на классном часе в форме классного собрания, так как это орган руководства всей учебно-воспитательной работой первичного школьного коллектива - класса. Классный руководитель обязан запланировать воспитательную работу, но посещать классные мероприятия или не посещать - право детей. В Законе РФ "Об образовании" записано: "Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом" [2, с. 58]. Раньше, когда в школе были пионерская и комсомольская организации, дети были обязаны посещать пионерские мероприятия (сбор, линейки, участвовать в поисковых операциях и т. д.), комсомольские мероприятия (комсомольское собрание, субботники и др.), так как это было записано в "Положении о пионерской организации" и а "Уставе комсомола". Таким образом, возникает противоречие между многочисленными функциональными обязанностями классного руководителя, записанными в ряде нормативно методических документов, которые обязывают работников школы заниматься воспитанием детей вне урока, и статьей Закона. Но в Законе говорится и о том "права и обязанности обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении определяются уставом образовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами" [2, с. 55]. Это значит, что ученики, родители, учителя коллегиально могут предусмотреть в уставе школы минимум обязательных воспитательных мероприятий, которые они сами желаю проводить в школе или вне ее. Например, программа Донской гимназии включает не только содержание образования, но и внеклассную, внешкольную деятельность, досуг гимназистов: "Преподавание обязательного госминимума, систему спецкурсов в области экологии, биогеохимии, истории, литературы; выездные занятия, экспедиции; интересный досуг (гитарная студия, ИЗО, бридж-клуб, туристский клуб"). В ряде гимназий и школ советами этих учебных заведений разработаны специальные Уставы, в которых записаны права и обязанности всех участников учебно-воспитательного процесса - школьников, учителей, родителей. Анализ Уставов лучших средних учебных заведений страны показывает, что они, как правило, обязывают классного руководителя проводить следующий минимум воспитательных мероприятий: классный час (раз в неделю), количество воспитательных мероприятий - не менее двух в месяц, родительское собрание - не менее одного раза в четверть. Главное, классный руководитель должен уметь не только заинтересовать детей интересным для воспитанников содержанием, новыми формами воспитательной работы, но и уметь, за счет педмастерства, общаться с детьми в процессе организации разнообразной деятельности, на уровне сотрудничества и творчества. На наш взгляд, модель гражданского образования должна объединять начальную школу, среднее звено и старшие классы. Это важно для создания единого и непрерывного педагогического процесса в школе, сохранения 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz