Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

моральным нормам, которые они знают. У них недостаточно развита культура жизненного самоопределения, отсутствует активная жизненная позиция. Гражданскую активность они проявляют лишь под воспитательным воздействием взрослых (родителей, учителей, воспитателей, руководителей кружков, секций и т. д.) К этой категории относится большая часть школьной молодежи. 4. Деятельный уровень. Показатели: у школьников сформировалис правильные нравственные представления о "добре", "зле", "честности", "справедливости"; правильные ценностные ориентиры, выработалась внутренняя потребность следовать моральным требованиям, ответственность за все то, что их окружает. В жизни они стремятся проявить себя как личность в самой различной деятельности. Любовь к семье проявляется в составлении родословной, любовь к школе в стремлении защитить ее честь в спорте, в творческой деятельности, любовь к природе в экологической и природоохранной деятельности и т. д. Подростки этого уровня гражданственности добровольно и сознательно участвуют в работе ученических органов самоуправления, в самодеятельных организациях, в общественно-политических акциях, проходящих в городе, области, стране. Результативность гражданского воспитания школьников во многом обусловливается готовностью самого учителя к этой деятельности. Таблица 2 СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛНИКОВ Вид готовности Критерии готовности Показатели критериев Психологическая готовность Потребность духовного общения с детьми в процессе организации системы гражданского воспитания школьников Личностная значимость для ребенка содержания и форм общественно значимой гражданской деятельности как необходимого условия социализации личности школьника Теоретическая и методическая готовность Информированность о массовом,передовом и новаторском опыте гражданского воспитания школьников. Уровень методической подготовки к работе. Объем, систематичность и осознанность знаний. Эмоциональная оценка и отношение к актуальным проблемам общественно- политической, экономической, правовой жизни общества Практическая готовность: наличие умений и навыков проведения учебно- воспитательных мероприятий по гражданскому воспитанию школьников Подготовка школьников к участию и проведению различных форм Уровень сформированности практических умений и навыков проведения различных форм гражданского воспитания школьников: словесных и практических(поисково­ краеведческая, экологическая, музееведческая и др. Использование традиционных форм гражданского воспитания школьников. Разработка инновационного содержания, форм и методов гражданского воспитания школьников. Эмоциональная отзывчивость на общественно-политические и социальные события, происходящие в стране и за рубежом. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz