Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

объединении), умение пользоваться и отстаивать своим права; активная жизненная позиция (внутренняя потребность участвовать в политической жизни страны: различных общественно-политических кампаниях: выборах, референдумах, общественно-политических акциях (митингах, демонстрациях), участие в работе органов самоуправления на производстве и в общественно- политических организациях и т.д.) В педагогической литературе не разработаны уровни гражданственности школьников и молодежи. Предложенная нами классификация носит условный, ориентировочный характер. Ее следует рассматривать лишь как попытку приблизиться к этой проблеме. Мы исходили из основополагающих методологических положений о "единстве теории и практики", и о том, что именно "практика является критерием истины". И если признать справедливость мысли о том, что "всеобъемлющим критерием гражданской зрелости является единство слова и общественно ценного дела", можно выделить следующие уровни гражданственности школьников и молодежи: 1. Нулевой уровень. Сюда относятся все невменяемые (недееспособные), люди с болезненным состоянием психики или слабоумием (олигофрены), которые не способны отдавать отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения опасного деяния. Лица, признанные судебно­ психиатрической экспертизой невменяемыми не подлежат уголовной ответственности, и к ним применяются принудительные меры медицинского характера. 2. Низший уровень. Его показатели: отсутствие гражданственности как интегративного качества личности, т. е. отсутствие в достаточной мере нравственных, правовых, политических знаний, положительных чувств, неразвитость эмоциональной сферы, и, как следствие, отсутствие гражданских поступков. "Сюда относятся дети с девиантным (отклоняющимся) поведением: - дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. 1,5 миллиона человек)" [154, 215]; - социальные сироты, месяцами ждущие очереди для помещения их в детский дом (в силу ограниченности мест в детских домах), и живущие с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; - подростки, употребляющие наркотики и токсические вещества; - подростки сексуально распущенного поведения; - подростки, совершающие противоправные действия. У части детей этой категории в той или иной мере, безусловно, могут быть и знания, и чувства, и определенное положительное отношение к тому, что лежит в основе патриотизма - "стержне гражданственности”: любовь к "малой Родине”, родителям, отдельным людям, к природе, животным и т. д. Но условия жизни в определенной негативной микросреде не дают возможности развивать и закреплять эти знания, взгляды, чувства в практической позитивной деятельности. 3. Формальный уровень. Показатели: дети, в соответствии с возрастом, имеют необходимые общечеловеческие, правовые, этические знания, полученные и в семье, и в том или ином учебном заведении. У них развита эмоциональная сфера, имеются различные положительные качества и черты личности. Однако у детей этого уровня гражданственности отсутствуют достаточно развитые умения и навыки следовать в жизни тем правовым и 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz