Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Критерии модели гражданского воспитания школьников: 1. Критерий научности, т. е. научная обоснованность содержания гражданского воспитания, методик и технологий учебно-воспитательного процесса. Использование последних достижений педагогики, этнопедагогики, общей, возрастной психологии, а также передового педагогического опыта работы лучших учителей страны и края. 2. Критерий оптимальности. Планируя цель, задачи, содержание, формы и методы работы необходимо исходить из реальных возможностей: детей, конкретного ученического коллектива с определенным уровнем образованности, воспитанности, уровня сформированное™; материальных возможностей школы; педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива и т. д. 3. Критерий массовости. Имеется в виду включение в практическую деятельность гражданского содержания всего коллектива (класса, факультатива, клуба, творческого объединения, школы). 4. Критерий результативности: удовлетворение потребностей детей в социализации, формирование гражданской активности в интересах каждой личности, гражданского общества и правового государства. 5. Критерий длительности (не менее года). Мы сделали попытку разработать критерии гражданственности школьников и молодежи, использование которых, на наш взгляд, может придать большую целенаправленность учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. 1. Знания о "малой Родине" и Отечестве: семье, близких и дальних родственниках; народном творчестве, народных праздниках, обычаях, традициях, промыслах; религиозных концепциях, религиозных праздниках; природно-географических и климатических особенностях края, его истории, борьбе с иноземными захватчиками, социально-экономических и экологических проблемах; земляках, прославивших "малую Родину" и всю Россию (пер­ вопроходцах края, деятелях науки и искусства, защитниках отечества) и т. д. 2. Правовые знания: знание содержания отдельных статей Конституции Российской Федерации, "Конвенции о правах ребенка", Закона РФ "Об образовании", "Закона о воинской обязанности и воинской службе", знание региональных законов, отражающих социальные права и обязанности школьников и молодежи родного края, принятых областной Думой, знание органов государственной власти, символов государственности (герб, флаг; гимн) и т. д. 3. Чувства и нравственные качества личности: чувство национальной гордости и патриотизма, чувство собственного достоинства, гражданская ответственность (за свои дела, поступки, за судьбу близких людей и родственников, товарищей по учебному заведению, производственному коллективу, за земляков, за судьбу всей страны), уважительное отношение ко всем людям (уважение их прав и свобод), уважение к государственной власти, государственной символике; уважение к народам России и других стран, толерантность в отношении к их обычаям, традициям, религиозным кон­ фессиям, социальным устройствам, мировоззренческим позициям; честность, правдивость, доброта, принципиальность, чуткость, милосердие и т.д. 4. Способность быть истинным субъектом права: сознательное, добровольное выполнение законов, нормативных актов, своих обязанностей (в семье, учебном заведении, на производстве, в спортивном или творческом 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz