Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
которые учитель может оказывать лишь пассивное влияние как один из десятков миллионов граждан России и - тактические, педагогические задачи, связанные с конкретным целенаправленным взаимодействием с учеником или ученическим коллективом. В этом случае результат деятельности определяется педагогическим мастерством учителя. К стратегическим задачам относятся следующие: 1. Создание социально-экономических и политических условий для становления гражданского общества в России (рост благосостояния всего населения и как результат появление "среднего класса", независимого от государства и работодателя, способного с помощью профессиональных адвокатов отстаивать свои права; прекращение конфликтов на этнической и религиозной почве; предсказуемость внутренней и внешней политики государства и т. д.). 2. Принятие необходимых, хорошо продуманных законов, однозначно регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и государства. 3. Признание гражданского воспитания приоритетным направлением идеологической работы государства, политических партий и отражение этого подхода в Уставах и программных документах. 4. Всемерное повышение статуса "гражданина России", а также государственных атрибутов и символов: гимна, герба, флага во всех школьных и вузовских заведениях страны. 5. Серьезное изучение европейского и американского опыта гражданского образования и воспитания школьников и осторожное, корректное использование его на "российской почве”. К тактическим задачам гражданского воспитания, которые решает сам учитель, относятся: 1. Создание "правового пространства" там, где учатся, живут, общаются школьники. С этой целью разрабатываются, обсуждаются и единогласно добровольно принимаются специальные самодеятельные Уставы, Положения и другие правовые документы, в которых дети с помощью учителя предъявляют сами себе, учителю определенные нравственные требования и стремятся их выполнять, т. е. формируют сознательную дисциплину - один из важных элементов правового поведения. 2. Серьезная кропотливая "инвентаризация" материально-технической и "духовной" базы школы: анализ предметов учебного плана и факультативных курсов, имеющих потенциальные возможности в гражданском образовании и воспитании детей (устранение дублирования материала, устранение устаревшего и ошибочного, установление межпредметных связей и т. д.); знакомство с фондами школьной библиотеки (учебно-методической, художественной, краеведческой литературой, наглядность и т.д.); привлечение к работе преподавателей других дисциплин, работников школы, родителей, которые в силу жизненных обстоятельств или своих профессий являются носителями интересной, важной информации для разработки содержания гражданского воспитания школьников. 3. Специальное планирование учебно-воспитательной работы по гражданскому воспитанию (урочной, внеклассной, внешкольной). 4. Проведение на базе школы открытых мероприятий, семинаров, конференций с участием учителей, школьников, родителей, представителей государственных и общественных организаций с целью обмена, обобщения опыта, внедрения новых форм, методик, технологий работы. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz