Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

советской России высоким уровнем учебно-воспитательной деятельности. Это обусловлено тем, что Мурманская область - самая урбанизированная в стране. Кадры для промышленности и системы народного образования дал Ленинград. В 1927 году Мурманская губерния была преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области. Это сказалось на темпах развития производительных сил края, на процессе культурной революции. В 1938 году была создана самостоятельная Мурманская область. Пребывание в составе Ленинградской области дало свои положительные результаты. Вот несколько примеров. К началу XX века на Кольском полуострове проживало около 9 тысяч человек. В 1939 году население достигало 291,2 тысячи человек. За годы довоенных пятилеток возникли промышленные города Кировск, Мончегорск. Область давала стране стратегические металлы: медь, никель, кобальт. Советская страна обеспечила себя заполярным апатитовым концентратом и даже отправляла часть продукции на экспорт. Мурманский торговый порт стал крупнейшим в мире за Полярным кругом. А еще был создан сильный Северный военно-морской флот. Если в 1920 году на Кольской земле было всего 25 школ, где училось 900 учеников, то в 1937 году школ стало 127, а количество учащихся выросло до 32257 человек. В 1939 году в Мурманске был открыт Учительский институт; - в-третьих, в исследовании широко использовался и свой 37-летний оп работы по гражданскому воспитанию школьников в обычной средней школе № 10 г. Мурманска, где диссертант преподавал следующие учебные дисциплины: "История СССР", "Новейшая история", "Обществоведение", "Основы советского государства и права"; вел несколько факультативных краеведческих курсов (традиционный и экспериментальный (авторский); руководил созданным школьным краеведческим музеем и поисковой работой школы, а последнее десятилетие вел курс "Отечественная история" (в старших классах) и региональный авторский курс "История родного края" (5-е классы). Многогранная по формам и содержанию педагогическая деятельность позволила через призму урочной, внеурочной и внешкольной работы с детьми разного возраста, уровня развития, интересов посмотреть на гражданское воспитание школьников с точки зрения поиска условий, путей, средств повышения эффективности этой работы. Наша модель гражданского воспитания школьников имеет следующие компоненты: цель, задачи, принципы (см. стр. 39, таблица 1), критерии, уровни, структуру готовности учителя к системе гражданского воспитания, содержание. Цель гражданского воспитания - включение и подготовка детей к жизни в гражданском обществе в качестве субъектов права, способных к сохранению и развитию правовых основ общества. Гражданственность как сложное интегративное свойство личности формируется в самой различной деятельности всю человеческую жизнь под влиянием самых разнообразных факторов. Микросреда школы, класс - важный, но далеко не единственный элемент социума. Мы хорошо понимаем, что в конечном итоге школьные учебно-воспитательные возможности опосредованно детерминированы характером социально-экономических отношений, уровнем жизни населения страны, правовыми отношениями в обществе. Наивно думать, что в обществе, где царит экономический и правовой беспредел, можно воспитать правовое сознание и правовое поведение Поэтому, на наш взгляд, в модели гражданского образования следует выделять стратегические задачи, которые решаются в целом в стране и на 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz