Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Например, в последние годы Ассоциация "За гражданское образование" осуществляет проект "Гражданин" в ряде школ России, в ходе которого учащиеся анализируют общественные проблемы, как правило, в своем городе или населенном пункте, сами участвуют в их решении. В основу модели гражданского образования "Домино" положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария - разработанный Ассоциацией "За гражданское образование" курс для старших классов средней школы под названием "Выборы в демократическом обществе". Данный курс включает программу из 13 уроков, объединенных в четыре блока: - Роль выборов в демократическом обществе; - Мировой опыт проведения выборов. Избирательные системы; - Политические партии в демократических выборах; - Избирательная кампания. Материал данной работы может быть использован как модельный курс или как составная часть курсов по граждановедению. Но само построение курса, его сценарии способны вызвать в школьной жизни процессы, подобные падению костей домино: изучение темы выборов в рамках разработанных в пособии сценариев и деловых игр может естественным образом привести школьников и учителей к созданию реально действующего школьного парламента, появлению ученической республики вслед за выборами ее президента. Другим сценарием такого рода может стать материал темы: "Естественные права и свобода", изучение которой в рамках деловых, имитационных игр, дискуссий, конференций может привести к созданию, например, школьного театра культурологической направленности или постоянно действующего печатного органа в школе. Выбор той или иной модели гражданского образования в разных территориях, как правило, определяется факторами субъективного порядка: например, наличие на данной территории крупных высших учебных заведений, а также сильных традиций в руководстве всей школьной жизнью со стороны муниципальных (региональных) органов управления образованием приводит к выбору предметно-тематической модели гражданского образования; активная работа в рамках того или иного местного сообщества различного рода центров по защите прав человека, окружающей среды приводит к возрастанию роли межпредметного варианта гражданского образования. Команда сильных лидеров в руководстве школ может обеспечить развитие институциональной и проектной модели гражданского образования. В свою очередь, хорошие международные контакты в сфере образования, поддержка университетов и лидеры в администрации школ создают благоприятную среду для использования модели "Домино". Логика исследования ставила перед нами задачу разработать "Вариативную модель гражданского образования школьников (для школ Кольского края)". Разрабатывая концепцию и модель гражданского воспитания школьников Кольского края, мы учитывали следующие факторы: - во-первых, опыт разработки таких моделей другими исследователями (в Псковской, Ульяновской областях и Красноярском крае); - во-вторых, региональные особенности Кольской земли (географические, климатические, природные, культурно-исторические, ментальность народбв Крайнего Севера, а также многочисленные традиции и передовой педагогический опыт работы запопярных школ, которые всегда отличались в 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz