Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
проецирует на ученика свои индивидуальные надежды, чаяния, политические и этические установки, неудовлетворенные интересы, моральные предпочтения, причем часто это происходит непреднамеренно. То есть, вместо того, чтобы передавать учащемуся общественно значимые моральные установки, он передает свою собственную систему моральных ценностей. Данный подход называется "морализаторским". Он часто служит источником явных и скрытых моральных конфликтов учителя с учениками или с их родителями. Чтобы избежать морализаторства, учитель может встать на любую из позиций, разработанных для этой цели в практике международного преподавательского сообщества: информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера группы, эксперта, истинного члена группы. Он должен стремиться обсудить с детьми те или иные общественные проблемы, предоставив для этого максимум информации. Существенная трудность реализации модели межпредметного гражданского образования - это отсутствие институциональной поддержки учителей России, проблемами, точно так же, как и педагогический коллектив. Некоторые школы сами начинают организовывать себе такого рода поддержку, создавая различные научно-методические центры, лаборатории, объединения, изменяя организацию школьной жизни и отношения школы с местным сообществом. Инструктивная модель гражданского образования подразумевает наличие, по крайней мере, четырех сценариев существования гражданского образования в рамках жизни школы и социума. Сценарий 1: В школе моделируются (воссоздаются) элементы взрослой гражданской жизни (пример: школьное самоуправление). Сценарий 2: Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) - приводятся в соответствии с демократическими ценностями (пример: опыт красноярской школы "Универс"). Сценарий 3: Уклад школьной жизни, структура образовательного пространства выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев. Сценарий 4: Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, образования, бизнеса своего района. Другой путь в развитии данной модели - это создание правового пространства в школе (опыт московской "Школы самоопределения", директор А. Н. Тубельский (см. часть 3). Происходящий в рамках институциональной модели гражданского образования процесс самоидентификации школ России крайне важен в плане осознания школой степени ответственности перед обществом в деле воспитания граждан. В настоящее время школа часто вынуждена выступать в роли своеобразного "буфера" между интересами социальных групп, семей, отдельных граждан. В целях наиболее успешной реализации своей ответственности перед обществом школы часто прибегают к проектной форме гражданского образования: разрабатывая и реализуя самые различные проекты, как международные, так и местного значения, связанные с тематикой гражданского образования. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz