Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

3. Модели гражданского образования Разнообразие форм, в которых происходит развитие и распространение гражданского образования, - яркое свидетельство расширения зоны действия гражданского общества. Хотя в целом развитие гражданского образования в России в настоящее время идет преимущественно по экстенсивному пути, - то есть в направлении распространения информации, все же в последние несколько лет заметно углубились процессы взаимодействия социальной практики и гражданского образования. Подтверждение этому - тенденция употреблять понятие "гражданское образование" в самом широком смысле слова, то есть рассматривать его и как учебный предмет, и как межпредметную форму деятельности в рамках образовательного пространства, и как форму организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению как самой школы, так и всех участников образовательного процесса. В настоящее время представляется возможным выделить пять моделей (форм) гражданского образования в России как в чистом виде, так и в смешанных вариантах: 1-я модель: предметно-тематическая; 2-я модель: межпредметная (надпредметная); 3-я модель: институциональная; 4-я модель: проектная; 5-я модель: "домино" [116, с. 25]. Предметно-тематическая модель гражданского образования является наиболее разработанной и реализуется, в той или иной обе мере, в большинстве школ России. Она отражена в учебных планах, программах, шкопьных учебных пособиях федерального компонента школьного образования. Сюда входят учебные предметы: "Граждановедение", "Человек и общество", "Политика и право", "Введение в политологию", "Права человека", "Экология", "Экономика", а также предметы, составляющие национально­ региональный компонент содержания образования, отражающие специфику исторического, социально-политического развития края, народные и религиозные традиции населения региона. Слабые стороны предметно-тематической модели связаны с тем, что в сегодняшней школе слабо разработана методология и методика преподавания социальных наук с использованием современных интерактивных методов обучения. Однако в последние годы шире внедряются в массовый опыт активные формы обучения: деловые игры, дискуссии, диспуты, разпичные формы учебного сотрудничества и т. д. Повышение эффективности этой модели гражданского образования способствует сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем (в масштабах класса, школы, города, края). Межпредметная модель гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет об умении учителя говорить на языке ценностей, то есть воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе демократические. Среди трудностей внедрения данной модели - отсутствие у многих преподавателей практических навыков воодушевляющей, безоценочной, позитивно окрашенной речи. Обычно учитель 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz