Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

авторов, "демократизм; культуросообразность как приоритетность исторического и культурного наследия России, социосообразность, дифференцированность как многообразие форм, методов и средств, гуманизм, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания и обучения" [144, с. 3]. Авторы разработали уровни системы гражданского образования: "предметный, межпредметный (гуманитарный и негуманитарный), воспитательный, институциональный и проектный. Неотъемлемой основой, содержанием и формой каждого уровня гражданского образования должны стать соответствующие учебные предметы, интегрированные курсы, учебно- воспитательные программы и социально значимые проекты" [144, с. 3]. Итогом всей этой работы, по мнению экспериментаторов, должны стать умения учащихся делать взвешенный общественный выбор, сознательно определять собственную социально-политическую позицию и гражданские действия не только в будущем, но и "здесь" и "теперь". При этом гражданская миссия школы для педагогического коллектива является не менее важной" [119, с. 6]. Данная концепция - документ объемный, представляющий значительный интерес с точки зрения разработки теории гражданского образования. Заслугой авторов является не только умение увлечь работой многие школьные коллективы области, но и своевременно обобщить и осмыслить передовой педагогический опыт. В ряде школ страны успешно идет творческое экспериментирование. Например, в школе дифференцированного обучения № 8 г. Усть-Илимска система гражданского образования предполагает реализацию триединой задачи: 1. Формирование в сознании школьников идеалов правового государства и гражданского общества как целей социальной активности и общественной деятельности. 2. Развитие критического мышления как основного инструмента социально- политической реальности. 3. Формирование понимания учащимися своей личной значимости и ответственности за то, что происходит в окружающем их мире. В Самарской области Центром гражданского образования был разработан, а Главным управлением образования администрации Самарской области подписан приказ в феврале 2000 года о проведении конкурса проектов "Гражданин" во всех типах образовательных учреждений области. Было разработано и утверждено Положение о конкурсе. Проект "Гражданин" знакомит школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, и дает им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом. Он предполагает проведение учащимися анализа актуальных социально- экономических проблем своего села, города или района, изучение механизма принятия решений властными структурами и формирования пакетов предложений по изменению ситуаций в той или иной области социальной практики. В том же году Министерство образования РФ, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование" "Учительской газеты", Самарский региональный Центр гражданского образования. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования опубликовали 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz