Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

курс "Человек и общество", включающий гражданско-правовой модуль, в 10-11 -х классах" [131, с. 5]. Концепция, разработанная в Красноярске, является результатом коллективного творчества ученых, методистов, учителей не только городов Центральной Сибири (Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Абакан), но и сотрудничества и поддержки Европейским союзом проекта TACIS "Создание демократического гражданского образования в Центральной Сибири". В основу этой концепции заложены немецкий опыт и российская практика политического образования, существовавшая в прежние годы, но уже в новых условиях и на других принципах. Главная цель "Концепции общественно-государственной системы демократического гражданского образования" - "помочь личности в преодолении проблем переходного периода, адаптироваться через получение новых знаний к новым общественным отношениям, научиться адекватно ориентироваться в новой политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Гражданское образование выступает элементом общей системы образования, но отличается наличием собственных функциональных характеристик, таких как социализация и удовлетворение потребностей личности" [115, с. 2]. Разработчики концепции считают, что необходимо соблюдать три условия, от степени разрешения которых будет зависеть принятие той или иной модели развития ее в коллективах. "Первое — это система непрерывного образования, охватывающая различные категории населейия (семья, школа, вуз, самообразование, образование взрослых). Обучение и воспитание гражданина начинается с создания демократических условий в жизни тех коллективов, где он учится или трудится (край, область, город, школа, вуз, предприятие, общественное объединение), т. е. обучение демократическим образом жизни коллектива... Второе условие - разработка и внедрение учебных программ гражданского образования... Третье условие - создание новых педагогических технологий..." [115, с. 3]. Авторы "Концепции гражданского образования", разработанной в городе Ульяновске, пишут: "Наша концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ гражданского, правового образования и воспитания учащейся молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, основных направлений, форм, методов, а также условий обеспечения в процессе взаимодействия его субъектов, соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений, органов власти и местного самоуправления..." [144, с. 2]. Концепция включает следующие разделы: "Цели и задачи гражданского образования", Содержание гражданского образования", "Принципы гражданского образования", "Эффективность гражданского образования и его критерии”. Основная цель концепции - определение места и роли гражданского образования как основного звена в формировании личности гражданина России. Заслугой авторов концепции является одна из немногих попыток разработать принципы гражданского образования. К ним относятся, по мнению 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz