Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Трудно говорить о гражданском обществе в стране, где треть населения проживает ниже прожиточного минимума. Однако есть многочисленный передовой педагогический опыт гражданского воспитания школьников в разных регионах России, который требует научного осмысления. Характерная его особенность - вариативность, разноплановость содержания, форм и методов работы, попытка разработать концепции гражданского воспитания, исходя из специфики своих региональных условий. В школах одних регионов наблюдается преобладание предметного подхода, в других - системного. Последнему в настоящее время отдают предпочтение все больше и больше учителей-обществоведов. При этом просматривается тенденция трансформации подходов к гражданскому образованию школьников от предметно-центристского, т. е. сведения его сути к преподаванию предмета “Граждановедения" (не обязательно с таким названием), к интегрально-системному. В основе этого подхода лежит представление о гражданском образовании как обширной учебно-воспитательной системы. Большую роль в гражданском образовании учителей, в обобщении передового опыта школ России в гражданском воспитании школьников и молодежи играет еженедельное приложение к "Учительской газете” "Граждановедение" (орган Межрегиональной ассоциации "За гражданское образование"). Президентом организации является главный редактор "Учительской газеты" П. Г. Положевец, вице-президенты - ученые, учителя, руководители общественных организаций, занимающихся гражданским воспитанием школьников и молодежи. Под эгидой организации "За гражданское образование" во второй половине 90-х годов в ряде регионов России (Псковская и Ульяновская области, Красноярский край) разработаны концепции гражданского образования школьников с учетом региональных особенностей края. Так, в Псковской области принята "Конвенция гражданско-правового образования", цель которой "воспитание у учащейся молодежи развитого правосознания и политической культуры на основе взаимоадаптации ценностей демократии и русской национальной культуры с учетом особенностей Псковского региона, традиций вечевого, земского и иных форм народного самоуправления. Результат осуществления указанной цели представляет собой сознательную личность гражданина, сочетающего свободное критическое мышление и автономию с законопослушностью и принятием общественных институтов... Указанная цель может быть реализована в ходе решения следующих взаимосвязанных задач: 1) изменение менталитета учителей и администраторов образования, повышение их политико-правовой культуры; 2) освоение учащимися правовых знаний и ценностей, выработка установок правового поведения в учебном процессе; 3) воспитание демократических потребностей учащейся молодежи в условиях демократизации жизни образовательных учреждений” [131, с. 4]. Эта концепция позволила еще в 1995 году включить в региональный учебный план целую систему гражданского образования школьников: "пропедевтический курс граждановедения в начальных классах; курс "Человек и общество", включающий гражданско-правовой компонент или модуль в 8-м классе; курс "Право и политика" в 9-м классе; 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz