Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Как мы видим, в последние годы ученые много делают в плане разработки вопросов теории гражданского воспитания школьников и молодежи, и в частности в переосмыслении понятийного аппарата. Однако до сих пор в ряде учебных пособий встречаются неубедительные определения гражданского воспитания. Например, в учебном пособии А. С. Агафоновой "Практикум по общей педагогике", изданной в 2003 году в издательской программе “300 лучших учебников высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга" мы читаем: "Гражданское воспитание - знание основ политической жизни общества; гражданские чувства, готовность к выполнению своих гражданских обязанностей". В исследовании была сделана попытка рассмотреть с новых концептуальных позиций важнейшие вопросы теории и практики гражданского воспитания: каким должно быть содержание гражданского образования школьников; какой опыт гражданского воспитания подрастающих поколений необходимо взять на вооружение из российской, советской, постсоветской и зарубежной школы. Позитивные изменения произошли за последние годы в деле гражданского просвещения россиян. С начала 90-х годов в культурно-образовательном пространстве страны идет становление гражданского образования. Его нормативную базу составляют два документа - письма Министерства образования "О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации" (06.02.1995) и "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ" (19.03.1996). Содержанием этих документов определяются два основных компонента гражданского образования - политический и правоведческий. В учебные планы школ страны активно вводятся новые учебные предметы граждановедческого цикла. Однако следует признать, что до настоящего времени общепризнанной, более или менее удовлетворительной стратегии гражданского образования, его философско-методологического основания не существует. Анализ практики показывает, что большинство учителей общественных дисциплин не в состоянии достаточно четко вычленить содержание гражданского образования в содержании своих предметов, и под гражданским образованием понимают разные вещи: от политологии и правоведения до этики и религиоведения. "Цель гражданского воспитания, - говорится в одном из этих документов, - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни в демократическом правовом государстве" [13]. На наш взгляд, следует дополнить мысль о "необходимости создания условий для самореализации школьников в процессе посильного собственного участия в строительстве правового общества", т. к. выработать менталитет гражданина может только сам человек, путем серьезных усилий в практической гражданской деятельности. По справедливому признанию многих исследователей до настоящего времени нет более или менее убедительной стратегии гражданского образования, его философско-методологического основания. Концепции носят умозрительный, декларативный характер. Это обусловлено тем, что низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в стране затягивают процесс становления гражданского общества на многие годы. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz